Римский император Луций Домиций Аврелиан правил всего пять лет (270 - 275 гг.), но за это короткое время успел оставить весьма заметный след в истории Римской империи. Этот незнатный человек, "солдатский император" (его провозгласили дунайские легионы), отличавшийся крайне суровым нравом, сумел буквально по частям собрать разрушающееся государство. И благодаря некоторым эпизодам своей биографии навсегда запомнился потомкам.
Длинные стены
Самая зримая память об Аврелиане до сих пор находится в Риме - по приказу императора Вечный город был опоясан новой 18-километровой стеной. Точнее будет сказать, при нем был сделан главный массив этой грандиозной работы, потому что строительство началось еще при императоре Деции (правил в 249 - 251 гг.), а окончательно было завершено при Пробе (правил в 276 - 282 гг.) после смерти Аврелиана. Но как бы то ни было, стены носят имя Аврелиана.
Конечно, на желание укрепить столицу повлияла не какая-то прихоть, а вполне конкретные основания: в 271 году германские племена аламаннов и ютунгов перешли Альпы и, сея вокруг гром, разрушения и хаос, вломились в Италию (и это был не первый набег германцев за последние пару десятилетий - третий век вообще богат такими волнительными событиями). Остановить варваров удалось только в долине реки По: до Рима оставалось не такое уж большое расстояние и в городе начиналась легкая паника. Причем, чтобы заставить германцев убраться восвояси, понадобилось, как минимум, две серьезные битвы, одна из которых - при Плацентии - завершилась для римлян неудачно. Но главную задачу Аврелиан выполнил - аламаннов и их друзей выдворили из Италии.
Гроза германцев
Но главная заслуга Аврелиана не в строительстве стен. Он восстановил единство империи, пребывавшей к моменту его прихода к власти, мягко говоря, в разобранном состоянии. Рейнский и Дунайский лимесы были прорваны в нескольких местах, германцы с воодушевлением грабили римские деревни и топтали римские святыни. В Галлии утвердился узурпатор Тетрик со своим сыном Тетриком II. Они оба всерьез считали, что на карте есть не только Римская империя, но и Галльская.
Бушевал и восток: царица Зенобия, надменная сирийская красавица, превратила Пальмиру в независимое царство, отхватившее если не весь римский восток, то значительную его часть. И возвращаться в лоно империи Зенобия совсем не собиралась. Как и сепаратисты, поднявшие голову в Египте. За великой рекой Евфрат за происходящим с интересом наблюдал царь Шапур I из династии Сасанидов.
В отличие от своих предшественников на троне - Филиппа Араба, Валериана, Галлиена и других - Аврелиан погасил очаги напряженности четко и методично. В 271 году разобрался с германцами. Вначале разгромил вандалов, переваливших через Дунай, заставив их убраться восвояси. Затем пришел черед готов, которые, несмотря на катастрофическое поражение, которое они понесли от предшественника Аврелиана Клавдия II Готского (правил в 268 - 270 гг.), продолжали грабить балканские провинции. С готами пришлось повозиться дольше, чем с вандалами, но и они в конечном итоге были разгромлены вначале в Иллирике и Фракии, а после этого в Дакии.
"Аврелиан за Дунаем уничтожил вождя готов Каннаба, или Каннабауда, с пятью тысячами человек", - сообщает историк Флавий Виписк Сиракузянин.
Дела в Пальмире
После этого Аврелиан отправился на восток, на свидание с царицей Зенобией, и тёплой эта встреча не получилась. Чтобы привести к покорности Пальмиру, римлянам понадобилось две войны. В 272 году, расправившись с готами, Аврелиан с крупной армией, в том числе с двумя вновь созданными легионами - Первым Иллирийским и Четвертым Марсовым - появился в Азии. Без боя занял Вифинию, затем Каппадокию, освободил приморскую Киликию и двинулся в Сирию.
Аниохия сдалась быстро, но дальше римская машина слегка забуксовала. Зенобия решила биться до конца, и в решающем сражении при Эмесе в Сирии пальмирская тяжелая конница поставила римлян в очень тяжелое положение - кавалерия Аврелиана была разбита. Ситуацию спасла, как всегда, доблестная римская пехота.
"Когда войска сошлись, римская конница решила где-либо пропустить врага, чтобы обезопасить римские силы от внезапного окружения пальмирскими всадниками, которые численно намного превосходили римлян, - рассказывает о перипетиях боя византийский историк Зосим. - Однако пальмирская конница так сильно начала сражение, что в том месте, где для них был римлянами открыт проход, они даже сломали свой собственный строй. Римский план сражения против их ожидания был нарушен. Множество римлян оказалось внутри массы врагов, и большинство из них были убиты. После этого вся тяжесть сражения легла на римскую пехоту. Видя, что пальмирский строй был нарушен в момент прорыва конницы, римляне охватили всех сражавшихся кругом и ударили на пальмирян, которые стали в беспорядке рассеиваться. Произошло страшное избиение..."
Аврелиан победил и вскоре осадил Пальмиру. Зенобия и тут пыталась сопротивляться, однако недолго - силы были неравны, а продовольствие у защитников города таяло, как снег по весне. Попытки персов прийти на помощь царицы были отбиты. Чуть позже Зенобия попытается сбежать из осажденного города на быстроногом верблюде, но будет поймана и доставлена к Аврелиану. А вскоре падет и ее столица.
Однако одной войны, чтобы покорить Пальмирское царство, не хватило. Не успели римляне уйти, как властью в городе завладел родственник Зенобии по имени Антиох, который и провозгласил себя царем, мечтая о былой славе Селевкидов. В 273 году Аврелиан снова появился в Сирии и снова одержал победу. На этот раз Пальмира была разрушена чуть ли не до основания (как мы сегодня знаем, не совсем), а попутно досталось и Египту. В том же году легионы Аврелиана после яростного штурма овладели Александрией, устроив в крупнейшем городе Востока резню, погром, поджоги. По всей видимости, именно после нашествия Аврелиана погибла основная часть Александрийской библиотеки.
Тетрик сдался сам
Третьим серьезным противником был галльский узурпатор Тетрик. Но и он был вскоре приведен к покорности. А Галльская империя прекратила свое недолгое существование. Впрочем, победа над Тетриком далась Аврелиану не сложнее партии в шахматы - узурпатор струсил, как только императорские легионы появились в Нарбоннской Галлии.
"Пылая сильным гневом из-за того, что Тетрик до сих пор еще держит в своей власти Галлии, Аврелиан устремился на запад. Тетрик сам передал ему свое войско, так как не мог больше выносить злодеяний последнего. Аврелиан принял власть над переданными ему легионами", - отмечает Флавий Вописк Сиракузянин.
Единство империи было восстановлено, за что Аврелиан получил титул "Реставратор империи и Востока". Это радостное событие император отметил грандиозным триумфом. По Риму прошли десятки слонов, львов, леопардов и других экзотических животных, сотни представителей покоренных Аврелианом народов в национальных надеждах - вандалы, маркоманны, готы, аламанны, карпы... В алом императорском плаще и галльских клетчатых штанах шел, опустив голову, не состоявшийся император Тетрик. А за ним, сверкая черными глазами, ослепляя толпу своей красотой и блеском изумительных украшений, ступала царица Зенобия со стянутыми золотой цепью руками...
"Была еще одна колесница, запряженная четырьмя оленями; она, говорят, принадлежала царю готов. На ней, как передают многие, Аврелиан въехал на Капитолий, чтобы там заклать оленей; говорят, что он захватил их вместе с колесницей и посвятил Юпитеру всеблагому и величайшему", - сообщает детали Сиракузянин.
Римский народ ревел от восторга. Эффект был усилен бесплатной раздачей не только хлеба, но также мяса, вина и даже денег. На такие подарки Аврелиан вообще не скупился, за что был обожаем плебсом. И при этом - ненавидим сенаторами, которые при Аврелиане потеряли остатки власти.
Не просто император
Как пишет историк Секст Аврелий Виктор, Аврелиан первым среди римских императоров надел на голову царскую диадему и, как некогда Домициан, велел называть себя господином и даже богом.
"Он первый среди римлян надел на голову диадему, украшенную золотом и драгоценными камнями, что до того казалось совершенно чуждым римским обычаям", - пишет Секст Аврелий Виктор.
Это важная веха. Обычно границей между двумя главными периодами Римской империи - принципатом и доминатом - считается правление Диоклетиана (правил в 284 - 305 гг.). И это справедливо: именно Диоклетиан укрепил и фактически построил новую государственную систему - доминат (от слова dominus - господин), где власть императора стала фактически неограниченной и приобрела зримые восточные черты. Однако первый шаг в направлении "римского абсолютизма" сделал именно Аврелиан.
Главным символом этого абсолютизма стало поклонение Непобедимому Солнцу, Sol Invictus. Аврелиан сделал этот восточный культ, зародившийся в дремучие времена в Сирии, главным в империи. Марс, Нептун, Церера, даже Юпитер - все подчинялись Непобедимому Солнцу! Аврелиан носил корону с солнечными лучами, украшал солнцем свои сверкающие ауреусы, а в 274 году, незадолго до своей смерти, построил в Риме храм Непобедимого Солнца.
Римские историки спорили, каким императором был Аврелиан - хорошим или плохим (они всех императоров старались отнести к одной из двух категорий). К отрицательным качествам относили главным образом нечеловеческую жестокость Аврелиана (один из авторов рассказывает, что еще в бытность службы трибуном будущий император приказал одного из воинов, совратившего жену центуриона, привязать к двум согнутым специально деревьям, которые, распрямившись, разорвали несчастного на части). Жестокость эта, кстати, и свела Аврелиана в могилу - боясь репрессий, его убили ближайшие соратники.
Однако кровожадность не помешала Аврелиану после смерти вознестись на небо и оставить о себе в общем-то добрую память.
"Он был императором пять лет и шесть месяцев без нескольких дней и за свои великие деяния был причислен к богам", - заключает Секст Аврелий Виктор.
Сохранил Рим, и это главное великое деяние.
Источники: Секст Аврелий Виктор. О Цезарях/ Флавий Вописк Сиракузянин. Божественный Аврелиан/ Зосим. Новая история
Алексей Денисенков
Подписывайтесь на канал История и истории!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Гелиогабал — трансвестит на троне Римской империи
Неизвестная битва при Фермопилах: греки против готов