Сегодня в списке рекомендованных книг для чтения в школе не найти Островского "Как закалялась сталь" или "Медного всадника " Пушкина. Исчезли многие рассказы Чехова, Лескова, Куприна. Послевоенный список литературы потерял Вампилова, Рубцова и Высоцкого. Зато учащимся рекомендовано читать Пелевина, Лукьяненко, Эппеля. Чем они это заслужили, совершенно не понятно.
А мы сейчас перенесёмся в третий класс начальной школы. К обсуждению я предлагаю Рассказ Дурова "Наша Жучка". С моей точки зрения, его воспитательная часть очень спорная. Я бы не стал читать это произведение своему ребёнку.
Вот выдержка из рассказа:
Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. Там, кроме всяких наук, учили нас ещё стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул — всё равно как солдат. У нас была своя собака Жучка. Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казенного обеда.
И вдруг у нашего надзирателя, у «дядьки», появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: «дядька» заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучил. Однажды он плеснул на неё кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели: у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа! Мы страшно разозлились на «дядьку». Собрались в укромном уголке коридора и стали придумывать, как отомстить ему.
— Надо его проучить, — говорили ребята.
— Надо вот что... надо убить его Жучку!
— Правильно! Утопить!
— А где утопить? Лучше камнем убить!
— Нет, лучше повесить!
— Правильно! Повесить! Повесить!
«Суд» совещался недолго. Приговор был принят единогласно: смертная казнь через повешение.
— Постойте, а кто будет вешать?
Все молчали. Никому не хотелось быть палачом.
— Давайте жребий тянуть! — предложил кто-то.
— Давайте!
Далее идёт описание процедуры выбора кандидата в палачи и описание самой казни собаки.
Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку; потом размахнулся, перекинул верёвку через балку и стал тянуть.
Вдруг я услыхал хрипенье. Собака хрипела и дергалась. Я задрожал, зубы у меня защёлкали, как от холода, руки сразу стали слабые... Я выпустил верёвку, и собака тяжело упала на землю.
Зачем эти страсти рассказывать детям? В силу своего возраста они ещё толком не понимают, что такое смерть. Одни сильно переживают, другие смеются, третьи захотят подражать главному герою.
А как вам такие строки:
Надо скорее добить её, чтобы не мучилась. Я нашарил камень и размахнулся. Камень ударился обо что-то мягкое. Я не выдержал, заплакал и бросился вон из сарая. Убитая собака осталась там...
Может быть лучше заменить этот рассказ Чеховской "Каштанкой". Вот где действительно можно почерпнуть что-то полезное для себя.
Чиновников из Министерства образования спросили, зачем делается замена привычных нам классиков малоизвестными авторами с сомнительной репутацией. Один из руководителей сказал, что "никто уже классиков не понимает, всё это от современного школьника далеко, пусть будет Лукьяненко, хоть что-то прочтут"...
Меня смущает вот это: "хоть что-то прочтут". Согласитесь, читать можно и "Майн Камф". Весь смысл в том, какие чувства вызовет книга и кого она воспитает.