Найти тему
Oleg Alifanov

Почему Черчилля поставили рулить Второй Мировой

Неожиданно для себя я столкнулся с серьёзным непониманием роли Уинстона Черчилля в событиях Второй Мировой. Люди не осознают, почему он оказался «в нужное время в нужном месте», и почему его покинул. Обстоятельства места и времени я освещал много. Осталось прояснить «он» и «оказался».

Вторая Мировая должна была стать войной англо-американской. То есть, войной всего мира против США. Сборная возглавлялась Британской Империей. У организаторов проблем было хоть отбавляй. Договориться со всем миром было заведомо невозможно. Понимая уготованную им роль (молодой хищник на расправу), США маневрировали отчаянно, сдавая периферию по кускам.

Конечно, в идеале из США хотелось сделать агрессоров, но с этими надеждами распрощались уже на ранней стадии сборки. Дело в том, что США война была невыгодна: страна всех обогнала в промышленном производстве и продолжала наращивать отрыв, темпами ликбеза сокращалось отставание в культуре, британская финансовая система стремительно заменялась американской. На их стороне было время в мирном развитии, а триггером крупной войны всегда является обратное положение. Её стартует опаздывающий, – тот, кого обгоняют или уже обогнали.

Разумеется, это положение было не новым. Перед Первой Мировой США угрожали могуществу Британии наравне с Германией и Россией. Чтобы хитрый изоляционистский лис высунул нос из норы, был разработан специальный проект «англосаксии». Тем же человеком был создан и Уинстон Черчилль. Это можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле.

Кандидатура матери Черчилля американки Дженни получила личную поддержку принца Уэльского, который после своего путешествия в США хвалил американцев на всех углах; как он потом через много лет говорил Уинстону: «Если бы не было меня, вы бы не появились на свет». Ну, шуточка такая, с паршивым двойным донцем. С душком.

Душечка. Леди Рэндальф Черчилль, в девичестве Дженни Джером.
Душечка. Леди Рэндальф Черчилль, в девичестве Дженни Джером.

[Это не тема статьи, но всё же. Черчилль был на многих войнах, Британия воевала по всему свету. В армии он занимал отчётливо привилегированное положение, и позволял себе свободно критиковать, например, главнокомандующего Китченера, который впоследствии загадочно погиб на море по пути в Россию. После войны находились и такие, кто обвинял Черчилля в подставе.

В частности, после отставки с поста лорда Адмиралтейства, отправился простым комбатом на поля Франции. Возможно, это поза политика, но играл он за свою родину, а не против. Интересно, чувствовал ли Сталин всю меру иронии Черчилля, когда тот поднимал тост за «генералиссимуса»?]

Китч с портретом Китченера
Китч с портретом Китченера

Король Эдуард VII , ещё будучи принцем Уэльским (а служил он им до старости), как часть проекта «англосаксии» разработал систему создания англо-американской элиты для оказания политического влияния на верхи США с целью либо раздела сфер влияния, либо (в случае отказа) затягивания их в проектируемую Большую Войну с целью силового выдавливания.

Образ Черчилля – это не только Джон Булл, символ Британии наподобие дяди Сэма
Образ Черчилля – это не только Джон Булл, символ Британии наподобие дяди Сэма

Надо ясно понимать, что доля США в англосаксонском мире изначально предполагалась на уровне 20%, а по итогам англосаксонской войны могло вообще почти ничего не остаться. Вступив на престол, король дружелюбно протянул длань через океан, забросив удочку раздела вселенной по критерию Суэц – Панама. Рузвельт, пятясь, предложил в таком случае обменять Филиппины на Канаду. То есть американский хорёк отбился. Но для норной работы наготове уже была помесь таксы с волкодавом: англо-американские элиты. Проект продвигался принцем долго, лично и с удовольствием.

Процентовка была всё та же: 80% «англо-» и 20% – «-американские». Куда новым толстосумам против древних титулов.

В сущности, Черчилль – первый плод этого проекта. Блин в плане влияния на США Дженни Джером был комом: у неё влияния не было. А вот её сын... сын почти удался, блин.

Потом пошло-поехало.

Всем сестрам Дженни было дано по аристократическим серьгам. А за что такое счастье? А отец выступал одним из доверенных лиц большого Вандербильта, развлекал его яхтами и скачками. Так что нити тянули к богатейшему и влиятельнейшему нуворишу. И дотянули.

Свахой для новых англо-американцев принц лично назначил некую Леди Мэри "Минни" Фиск Пэджет.

Леди Минни, само совершенство от улыбки до жеста
Леди Минни, само совершенство от улыбки до жеста

Сама Минни (немного, согласитесь, лошадиная) Стивенс прискакала в Европу в 1872 году, унаследовав состояние своего отца-отельера. Она отклоняла многочисленные брачные предложения, пока не получила прозвище «Великая наследница». Но случился неприятный эпизод, в котором потенциальный жулик жених отказался от своего предложения (не руки и сердца, а титула), обнаружив, что её приданое не так велико, как хвастались. После чего Минни приземлилась по ранее отклонённой оферте некоего Артура Г. Ф. Пэджета, внука 1-го маркиза Англси, за которого она и вышла замуж в 1878 году. Принц благословил брак, лично посетив невесту.

Это были цветочки.

Заветной ягодкой стала Консуэло Вандербильт, которую вышеописанная дама свела с Чарльзом Спенсером-Черчиллем, 9-м герцогом Мальборо, двоюродным братом будущего премьер-министра Уинстона.

(Рождение в этом браке двух мальчиков лишило права на титул Уинстона Черчилля, который мог бы стать следующим дюком (герцог на рубли – князь). Свекровь, герцогиня Фанни, приказала: «Ваша первейшая обязанность — родить ребёнка, и это должен быть сын, ибо мне невыносимо даже подумать, что герцогом станет этот выскочка Уинстон». Вольно!

Сволочизм майората. Был принцем – стал нищим. Или наоборот.)

Уорд Макалистер, автор списка "400" лучших людей Нью-Йорка объясняет дяде Сэму, чему учиться у английского джентльмена
Уорд Макалистер, автор списка "400" лучших людей Нью-Йорка объясняет дяде Сэму, чему учиться у английского джентльмена

Но – чудо. Несмотря на развод с герцогом Мальборо (через 26 лет), «Консуэло сохранила связи с кланом Черчиллей, в особенности с сэром Уинстоном, который был частым гостем в её шато Saint-Georges-Motel недалеко от Дрё, в 50 милях от Парижа. Именно там он написал свои последние картины перед войной». Эта идиллия описывается как демократическое чудо феодальной архаики. То есть, у человека отобрали – всё, а он... он – ничего, норм... Рисует светлое будущее. С чего бы такое, учитывая то, что они даже не кровные родственники?

Черчилль уговаривает Консуэло посодействовать отходу США от изоляционизма
Черчилль уговаривает Консуэло посодействовать отходу США от изоляционизма

Значит, дело в другом. В том, что у клана Вандербильтов есть влияние в США. Здесь американец в Черчилле говорит с американкой. Черчилль – переговорщик. И не от лица Империи. Так, от себя лично. Не спеша, за мольбертом. Слово за слово...

Так и вышло. Во Вторую Мировую её новый муж француз Бальзан, – авиатор, и, конечно, наследник состояния, – оказался в рядах французского Сопротивления (то есть, британской шпионской и подрывной сети в французских владениях). Затем супруги переехали в США. Почему они оба не переехали в Британию, под крыло душки Черчилля? Да чтобы в США агитировать за войну, войну, войну.

Таких сложных англо-американских пар было слеплено немало, но что сам Черчилль?

Упитанностью, сигарой и палкой Черчилль указывал, куда пойти завистникам
Упитанностью, сигарой и палкой Черчилль указывал, куда пойти завистникам
Эдуард VII, с теми же атрибутами
Эдуард VII, с теми же атрибутами

Став ненадолго королём, Эдуард VII проявил себя как превосходный дипломат и политик и с большим трудом укладывался в прокрустово ложе визитки (байки про английских монархов) «царствуют, но не правят» . Но ещё принцем Берти он разработал и продвинул в жизнь проект «Англосаксии» – фиктивного образования, должного иметь вид тесного, – даже родственного союза двух «братских» народов.

Вроде бы всё прозрачно и понятно, но люди затрудняются сделать последний шажок, чтобы осознать, почему в премьеры на время 2МВ назначили Черчилля. А его вопреки песням о тысячелетней британской демократии и парламентаризме – именно что назначили. В обход почти всех разрекламированных процедур. Всех, кроме одной – власти короля.

И вовсе не потому, что Уинстон был сыном короля, братом короля, дядей короля (на тот момент) и т. д. За это за всё он получил и без того вертикальную карьеру.

Пишут так:

10 мая 1940 года Георг VI официально назначил Черчилля премьер-министром. Черчилль получил эту должность не как лидер партии, победившей на выборах, а в результате стечения чрезвычайных обстоятельств.

А каких таких чрезвычайных обстоятельств?

Если снять умышленно разбитые историками очки и посмотреть просто так – ничего не было. Война-то не вчера началась. Проиграна битва за Норвегию? Да пёс с ней. Мало что ли было отдано таких норвегий? Вторжение немецких войск во Францию только началось как раз 10 мая. Это, конечно, не совпадение, но назвать это чрезвычайщиной язык не поворачивается: именно Франция с Британией объявили Германии войну ещё в сентябре, так что, надо полагать, были готовы ко всякому.

Чрезвычайным обстоятельством было окончательное решение британского истеблишмента принять единоличный удар на себя (Францию запланировали не затопить, не нейтрализовать, а отдать под управление немцам любой ценой) до вступления в войну США. Риск войны против США даже всем миром был колоссальный: это вам не Германия. Ещё больше был риск, удастся ли довести сборку антиамериканской Оси до логического конца «все на одного». А именно, ударить США со всех фронтов.

Благодаря своему происхождению (эталонный англо-американец) Черчилль мог обращаться к американцам, как к своим. Напрямую. В том числе и поверх официальной дипломатии. В том числе и по личным – даже родственным(!) каналам. Черчилль – не последний рубеж обороны ("...мы будем сражаться на пляжах...") Черчилль – последний резерв главного командования. Ангел судного дня.

Политиком Черчилль был слабым (будешь тут сильным, когда откровенно саботируют), но оратором превосходным. Орать его и назначили, когда пришло соответствующее время. Складно писал, бодро и читал. И, в общем, награда нашла героя. Нобелевскую премию он получил за литературу.

А вот, например, Болдуина мало кто помнит (в России особенно), странный какой-то премьер. (Я помню.) Он был у власти с 1923 по 1937 год с перерывами на некоего зиц-председателя «Рамзая-Зорге» Макдональда. [У матери Болдуина девичья фамилия тоже Макдональд, вот всё не пойму, не родственники ли.] Вот его кузена Киплинга помнят хорошо; Чемберлена, зацепившего премьерство по касательной, тоже прекрасно, даже не бывшего премьером лорда Кёрзона знают по кукишу.

С кукишем много не налетаешь. Через несколько дней РСФСР-у устроили жёсткую посадку.
С кукишем много не налетаешь. Через несколько дней РСФСР-у устроили жёсткую посадку.

А Болдуин последовательно готовил Войну. Планомерно её конструировал. И дело знал добре. Всё удалось. Ну, почти. Одного за другим зачистил всех американских союзников. Учинил возгонку Германии и СССР. А США – увернулись. Тут и пригодился Черчилль.

Впрочем, у того тоже мало что вышло. Бутлегеров не обманешь. И уже следующий как назло тоже Рузвельт (сакс, но не англ) отказал Британии по всем пунктам. Сами заварили кашу – сами и хлебайте, – до дней последних донца. А мы будем помогать. Подкармливать. Но Империю – вынь, да положь.

О послевоенном Черчилле в другой раз.

По теме: 30-летняя война XX века

По теме: Как конструировали 2МВ

По теме: Миф об англосаксонском братстве

Донат каналу