Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Дина Рубина, которая мне не нравится

Первое произведение Дины Рубиной, которое я прочла, - рассказ «Любка» в журнале «Огонек». Помните эти большеформатные издания, тонкие глянцевые страницы, множество фотографий и непременный кроссворд на последней странице? Годы были перестроечные, вольнодумные, а журнал «Огонек» - флагман перестройки. Рассказ запомнился, автор нет. Молодая докторша нанимает в няньки молодую уголовницу. Чудесная колыбельная в ее исполнении:

«Чужой дядя обещал

Твоей маме матерьял.

Он обманет мать твою,

Баю-баюшки-баю»

Потом был длинный-длинный перерыв и «Белая голубка Кордовы». Следом зашли «Русская канарейка», «На солнечной стороне улицы», «Почерк Леонардо», «Синдром Петрушки», «Наполеонов обоз». Казалось, счастью нет конца и предела. Был еще сборник «Двойная фамилия», но прошел как-то вскользь, прочла и прочла.

И вот еще две вещи Рубиной, которые откровенно не полезли. «Бабий ветер» - были отрицательные отзывы, и правильно писали, но все-таки не удержалась и купила. Главное действующее лицо делится с автором профессиональными буднями нью-йоркского косметолога. Автору якобы интересно, а читателю не особо. Реакции автора, кстати, совсем не слышно. Такие безответные монологи в пустоту весьма утомительны.

В любой профессии есть свои тонкости, сленг-арго, анекдотичные случаи. А если твоя работа связана с людьми, так ни дня без приключений. Именно поэтому так популярны блоги риелторов, репетиторов, официантов. Но России – расейское, а нью-йоркцам – нью-йорково. Там повседневность – нам экзотика, только экзотика малопривлекательная. Не спасает книгу даже героическое прошлое героини, слишком велик контраст между небесами и ее текущей работой.

«На Верхней Масловке» - даже не поняла, в чем идея, о чем сюжет. Древняя старуха и юный, по сравнению с ней, то ли приживал, то ли компаньон, то ли геронтофил. Скандалы, ругань, взаимные оскорбления. Да такого добра полны короба в семейных парах, неужели про всех надо писать?

Но этой повестью книга не заканчивается. Там еще семь рассказов. Особо интересны путешествия автора по Европе: Антверпен, Брюгге, Дельфт, Ницца, Арль, Прованс, далее везде. Там творили великие художники, в частности Винсент ван Гог. Письма ван Гога занимают не менее 30% от общей площади рассказа «Холодное лето в Провансе». А не проще ли прочесть его биографию и посмотреть виды в Интернете? Нет, надо изложить собственным авторским стилем с обязательными описаниями гостиниц и ресторанов.

Выводы неутешительны, но ставить крест на писателе воздержусь. В конце приведу цитату из письма ван Гога, обнаруженную в книге Рубиной.

«…любя художника, не станешь очень критиковать его неудачные вещи, а просто промолчишь. Но зато имеешь право ожидать от него чего-то лучшего»

Промолчать не удалось, увы, но надежды на лучшее все же питаю.