Найти тему
Юрий Григорьев

Станет ли Дальний Восток родиной новой пандемии?

Вечная мерзлота способна хранить сколько угодно сюрпризов

Фото: pixabay.com, Повторять опыт китайского Уханя не хотелось бы
Фото: pixabay.com, Повторять опыт китайского Уханя не хотелось бы

Вопрос, реально ли глобальное #потепление, в северных районах российского Дальнего Востока уже давно не стоит: череда неприятных происшествий и откровенных аварий, вызванных таянием вечной мерзлоты, способна переубедить самых упорных скептиков. И таких событий с каждым годом все больше.

Вечная мерзлота хранит в себе то, что попало в ее холодные объятья как годы назад, так и тысячелетия. Обнажающиеся геологические слои вызывают огромный интерес у палеонтологов, археологов, геологов и уймы других -ологов. А вот местных жителей все это радует крайне мало. Почва под многоквартирными домами становится зыбкой, трубопроводы с разным ценным содержимым корёжатся, #дороги «уплывают», почва выталкивает на кладбищах гробы…

Фото: pixabay.com, Где-то в слоях промерзшей почвы хранятся ну очень древние захоронения
Фото: pixabay.com, Где-то в слоях промерзшей почвы хранятся ну очень древние захоронения

И вот вопрос захоронений – очень даже острый. Потому что далеко не все люди и животные, которые лежат в земле, тихо и мирно умерли от старости. Возбудителей самых разнообразных заболеваний захоронено более чем достаточно. И в 2016 году, кстати, Заполярье об этом узнало на собственном опыте: на Ямале была вспышка самой настоящей сибирской язвы. Можно ли назвать совпадением факт, что летом несколько раз уличные термометры показывали температуру выше 30 градусов? Сомнительно.

Давно не секрет, что споры этой самой сибирской язвы могут сохраняться сотни лет. И, например, скотомогильники, устроенные в течение ну пусть даже XX века, при оттаивании и контакте с атмосферой могут легко выпустить заразу на свободу. Снова. И вот еще такой интересный факт: только в последние несколько десятилетий ограждениям таких скотомогильников уделяется внимание, да и то не всегда в должной степени и мере. А сколько всего опасных захоронений, держащих в себе смертельные болезни, может быть раскидано по стране? Местные жители могут, конечно, помнить о вспышке какой-нибудь чумы свиней, из-за которой вон под той лужайкой захоронена уйма скота, так что туда лучше не ходить. Но такая народная память не держится веками – а вот жизнеспособность некоторых бактерий и вирусов очень даже на это способна.

Юрий Григорьев. Фото: iltumen.ru
Юрий Григорьев. Фото: iltumen.ru
«В одном из интервью встречал мысль, что ученые знают, как бороться с большинством современных заболеваний. Но если на свет выйдет возбудитель болезни, которая поражала еще мамонтов, а потом долгие тысячелетия спала во льдах, с лекарством возникнут серьезные проблемы. Как мне кажется, это еще один веский повод как следует заняться вопросом тающей мерзлоты», – считает руководитель Фонда «Русский Север» Юрий Григорьев.

Сегодня перспектива распространения таких смертоносных палеобактерий кажется маловероятной – но #пандемия коронавируса показала всему миру, что опасаться биологической угрозы нужно всерьез. Не хотелось бы, чтобы тундра Якутии стала колыбелью новой глобальной эпидемии.

Вам будет также интересно узнать, что Батагайский кратер – наш шанс победить сложные болезни

Не забывайте подписываться на наш канал!

Наука
7 млн интересуются