Найти тему
Любитель балета

Бунты в ленинградском балете (почти документальный рассказ). Ч. 2: женская

В этой статье я освещу в подробностях открытую борьбу в балетной труппе Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова против замечательного танцовщика, признанного и зрителями, и государством, главного балетмейстера театра Константина Михайловича Сергеева в 1962 году.

В балете – рыцарь, а в управлении... хм, гораздо сложнее

Мои читатели могли уже заметить, что я люблю при возможности обращаться к первоисточникам, и сегодня тоже именно такой случай. Объем, предупреждаю, получился немалый (но не рекордный у меня).

В советской литературе по истории культуры были распространены умолчания... и я немного не о том, о чем вы, возможно подумали. Не о «невозвращенцах», о которых информацию подчищали (не до конца, это невозможно). А о том, что если, например, в биографии народного артиста были неприятные подробности – о них лучше помолчать. Хотя вообще-то это никакой не секрет. Да и источники остались, а некоторые широко доступны. Хотя бы старые газеты. А борьба через прессу велась, и регулярно! И сегодня я буду об этом.

В конце 1960 г. или начале 1961 г. (данные разнятся, балетоведы не любят подробностей в датах а-ля отдел кадров) К. Сергеев вернулся из «опалы». Его 4-летие работы главным балетмейстером в 1955 г. завершилось плачевно: открытое письмо в газету трех танцовщиков с изложением всей правды, скандал и отставка.

Бунты в ленинградском балете (почти документальный рассказ). Ч. 1: мужская

Но ему удалось вернуть трон. И вскоре разразился 2-й бунт.

31 марта 1962 г. в газете «Известия» было опубликовано открытое письмо балерин под названием «Мужество таланта». Семь балерин подписали это открытое письмо: Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Алла Шелест, Нинель Кургапкина, Ольга Моисеева, Нинель Петрова, Алла Сизова. Сразу скажу: это не обличающий список. Я всегда далека от простейших намерений кидаться камнями в какую-либо из сторон конфликтов или иных сложных ситуаций, о которых пишу. Тем более что четверо из этих артисток сейчас живы, и дай бог им здоровья.

Я вам заранее скажу, да и из открытых источников известно, что к отставке Сергеева это на этот раз не привело. Это случилось только 8 лет спустя, в 1970 г. Тогда во время гастролей осталась за границей Наталия Макарова, и терпение руководства лопнуло. Оно терпело долго: в 1961 г. совершил «прыжок к свободе» Рудольф Нуреев (кстати, протеже Н. Дудинской, иначе вернуться бы ему в Уфу), в 1962 г. балерины бунтуют…

После письма труппа продолжила работать дальше во главе с Сергеевым. Балерины-бунтовщицы (за исключением Сизовой) покинули класс усовершенствования, который вела его жена Дудинская.

Приступим к чтению этого взволнованного и страстного гласа в пустыне (цитаты – курсивом).

«Станиславский часто повторял: люби не себя в искусстве, а искусство в себе. Известно, как пагубно сказывает­ся нарушение этого великого запре­та. Оно наносит ущерб прежде все­го самому артисту.

Если такой артист возглавляет труппу, беда оказывается куда более страшной. Между руководителем и труппой вырастает стена от­чуждения. Но голос коллектива в конце концов прорывается.

Так и случилось на очередном профсоюзном собрании нашей труп­пы, где выступило З6 ораторов (пя­тая часть коллектива), и при еди­нодушной поддержке всех присут­ствующих прозвучала правда о взаимоотношениях главного балетмейстера К. М. Сергеева с коллективом».

Претензии:

1-я. Сергеев и Дудинская слишком долго танцевали, занимая место молодежи.

2-я. Были и личные нелады: «Недоброжелательное отношение руководителей балета к молодежи стало предметом широкого и всестороннего обсуждения. При К. Сергееве, интересовавшемся лишь укреплением своего личного престижа, в театре не стало твор­ческой обстановки».

От себя: не ко всей молодежи могло быть такое отношение, это невозможно, балет – искусство молодости. Не могу представить себе Сергеева презирающим весь коллектив, кроме жены и себя самого.

Открытое письмо повествует о жизни и настроениях труппы в семилетний период:

«В 1955 году К. Сергеева отстранили от руководства труппой. Балетный кол­лектив возглавил заслуженный деятель искусств Ф. В. Лопухов, а после него – Б. А. Фенстер. И театр словно преобразился. За несколько лет он выпустил десять новых спек­таклей, сформировались в самобыт­ных художников балетмейстеры нового поколения Ю. Григорович и И. Бельский, возобновил работы в театре Л. Якобсон, с труппой вновь работал В. Чабукиани, появились и завоевали популярность новые артистические имена.

Но произошла трагическая слу­чайность. Заболел главный балет­мейстер народный артист РСФСР Б. А. Фенстер и вскоре затем скон­чался. Главным балетмейстером вновь был назначен К. Сергеев. Коллектив, богатый талантами, привыкший жить творческими по­исками, снова должен был превратиться в труппу К. Сергеева и Н. Дудинской.

Опять стали неопределенными и расплывчатыми планы театра – ведь успех любого балетмейстера был не очень-то желателен главно­му. Наши балетмейстеры искали применения своим талантам дале­ко от Ленинграда. Опять молодые артисты стали получать новые партии лишь в силу узкопроизводственной необходимости, гото­вя их в срочном порядке, с двух-трех репетиций. А когда К. Сер­гееву напомнили, что в свое вре­мя и он и Н. Дудинская готовили свои лучшие роли по три месяца, он, нисколько не смущаясь, отве­чал: «Мы такого барства допус­тить не можем». И опять молодые артисты выходят на сцену, подку­пая зрителя молодостью, но во многом не показав своих творче­ских возможностей. Понятно, что и талантливые артисты уходят из нашего театра. Совсем недавно в Новосибирск уехали К. Бруднов и Н. Долгушин – одни из лучших исполнителей классических партий среди молодежи, а ведь у нас в те­атре не было более достойных кандидатов в премьеры.

В организации труда царит ха­ос. Артисты кордебалета перегру­жены сверх меры. Солисты то танцуют почти каждый день, то не танцуют месяцами. Спектакли один за другим срываются. Главный ба­летмейстер практически сам не ра­ботает с труппой. <…>

Ненормальное положение в труппе приводит к тому, что мно­гие актеры вынуждены жаловать­ся, чтобы восстановить попранную справедливость. Это вызывает гнев руководства театра. Директор даже издал приказ: работникам театра разрешалось обращаться в вышестоящие организации лишь при санкции театральной администрации. Понадобилось специальное вмешательство, чтобы этот аб­сурдный приказ был отменен. Но в остальном все остается по-преж­нему».

И финал:

«Но руководитель, если он хочет плодотворно работать, должен быть выразителем лучших стрем­лений труппы. Ему необходим авторитет активно вторгающегося в мир художника, а не только прошлые заслуги. Чужой успех должен быть для него дороже личного, а появление нового даро­вания должно его радовать. Ведь именно в этом – мужество таланта».

Заметка стара, но злободневна и сейчас... Впрочем, не будем отвлекаться. Тут трудно возразить. Письмо правду говорит: в 1955–1962 гг. было поставлено несколько удачных балетов, в которых обрели творческие успехи бунтовавшие артисты и артистки. Полный список, не поленюсь, таков (в скобках фамилии балетмейстеров):

1955 – «Тарас Бульба» (Фенстер)

1956 – «Спартак» (Якобсон)

1957 – «Каменный цветок» (Григорович)

1958 – «Тропою грома» (Сергеев), «Красный цветок» (Андреев)

1959 – «Хореографические миниатюры» (Якобсон), «Берег надежды» (Бельский)

1960 – «Отелло» (Чабукиани), «Маскарад» (Фенстер)

1961 – «Легенда о любви» (Григорович), «Ленинградская симфония» (Бельский)

1962 – «Клоп» (Якобсон), уже после статьи.

Приличная часть этих балетов сохранилась до сих пор. Отметим Колпакову и Осипенко в «Каменном цветке» и «Легенде о любви», Макарова и Шелест в «Спартаке», всех балерин в «Хореографических миниатюрах». А в балете Сергеева «Тропою грома» блистали и запомнились только он с женой Дудинской. Но и миниатюр Якобсона они не чуждались («Венский вальс», «Полишинель»).

Стоп, скажете вы – а «Легенда» была уже при Сергееве. Верно. Аргументы у его сторонников и противников примерно одинаковы. От того, что при нем находилось место и для других балетмейстеров, например, Григоровича, до того, что работа над балетом при Фенстере уже началась, и остановить ее вступивший в должность Сергеев не смог бы даже при желании, так что Григоровичу просто повезло. Примерно одно и то же разными словами и с разных углов зрения.

Дудинская про «Легенду» прямо заявила, что этот «ужас» она бы не станцевала даже если б ее умоляли. Галина Уланова же из Москвы наоборот, пожалела, что год назад завершила карьеру – она увидела себя в роли Мехмене-бану…

---------------------------------------------

Через 2,5 месяца (15 июня 1962 г.) редакция «Известий», получив ответ из Кировского театра, опубликовала статью на основании его. Редакция сообщает, что получила «много­численные отклики читателей», что свидетельствует о том, что письмо взволновало многих. Посетовала, что ответ театр готовил целых два месяца (хотя и редакция готовила заметку недели две, добавлю от себя).

«Между тем, как видно из полу­ченного редакцией ответа, положе­ние в балетной труппе Ленинградского театра имени С. М. Кирова действительно вызывает серьезное беспокойство».

Из прочитанного делаешь вывод, что расстановка сил в театре сложилась такая: директор (П. И. Рачинский) и главный балетмейстер (К. М. Сергеев) – одна сила, а партбюро, профком, комитет ВЛКСМ – другая. И побеждала первая сила, даже партия ничего поделать не могла, хотя пыталась, да и Константин Михайлович был беспартийным. Связи директора и главного балетмейстера «в верхах» были крепки, станут они пугаться каких-то «Известий»!

Подтверждение:

«Партийное бюро театра, отмечая, что за последние годы значительно возросли популярность и авторитет ленинградского балета как в нашей стране, так и за рубежом, призна­ло, что эти успехи могли быть бо­лее значительными, если бы были преодолены серьезные недостатки в организации работы труппы, в стиле руководства труппой со сто­роны главного балетмейстера К. М. Сергеева. Партийное бюро отмети­ло, что главный балетмейстер не всегда прислушивается к критиче­ским замечаниям, не всегда объек­тивен в оценке отдельных работ ак­теров, нередко проявляет высоко­мерное отношение к людям.

Отсутствие коллегиальности в работе затрудняет выработку коллективного мнения по многим творческим и производственным вопро­сам. Серьезные недостатки есть в планировании и организации труда артистов балета.

Партийное бюро считает, что во всем этом в значительной мере по­винно руководство театра.

Еще в январе на отчетно­-выборном профсоюзном собрании балета многие стороны работы балетной труппы подвергались спра­ведливой критике, было внесено много ценных предложений но улучшению работы труппы. Вслед за этим ряд вопросов работы с мо­лодежью был поднят на комсо­мольском собрании. Для вы­работки конкретных мер по критическим замечаниям, высказанным в коллективе, приказом директора была создана комиссия.

Однако дирекция даже не рас­смотрела предложения комиссии и не приняла мер к решительному устранению недостатков.

Партийное бюро театра призна­ло в основном правильной критику, высказанную членами коллектива в адрес руководства балета на профсоюзном и комсомольском собра­ниях, а также в письме, опублико­ванном в «Известиях».

Однако, признав все это, авторы ответа считают тем не менее, что тон письма, напечатанного в «Изве­стиях», недоброжелателен, что на­писавшие его не во всем, мол, объ­ективны.

Трудно согласиться с этими за­мечаниями. Чем, как не тревогой за судьбу родного дела, ответствен­ностью за него, за расцвет искус­ства, за возрождение подлинно творческого духа в балетной труп­пе, было продиктовано письмо ле­нинградских балерин! <...>

Какие же меры приняты для их исправления? Нам сообщают, что в последнее время руководством раз­работаны планы вводов солистов в новые партии текущего репертуара, рассмотрены планы самостоятель­ной работы молодежи. В соответст­вии с решением партийного бюро приказом директора театра при главном балетмейстере создана коллегия из девяти человек. Дирек­ция и художественный совет обсуж­дают перспективный репертуарный план балета на 1963—1965 годы.

Намерения сами по себе хоро­шие. Но как они претворяются в жизнь? В театре действительно объявили недавно план работы с балетной молодежью. Обещают в предстоящем сезоне провести 200 вводов артистов на новые ответст­венные партии, со многими моло­дыми балеринами и танцовщиками подготовить в течение одного се­зона по пяти-шести и даже девяти ведущих ролей. В этом плане, как нельзя лучше, проявился стиль работы руководителя труппы. Ведь и далекому от балета человеку яс­но, что даже опытный артист при систематической работе в театре не овладеет творчески девятью новы­ми ролями за один сезон. По-преж­нему царит неразбериха в органи­зации труда, отменяются спектакли.

О чем говорят эти факты? Не о том ли, что в театре недостаточно ответственно и серьезно оценивают создавшееся в балетной труппе по­ложение. То, что сделано и наме­чено, вряд ли существенно изменит самую творческую атмосферу в коллективе. Именно поэтому вызы­вает удивление упорное молчание тех ленинградских организаций, которые так же, как и партийное бюро театра, должны быть заинте­ресованы в дальнейшем развитии советского хореографического ис­кусства».

На этом заканчиваю историю 1962 года. Выводы все же предоставлю сделать читателям, поделиться в комментариях. От себя только скажу, что ответ про дадим 5–9 новых ведущих ролей в сезон – издевательский еще как.

В этом рассказе были в основном документы. В них есть и отзывы о его редакциях классики, но их логично вынести в другую будущую заметку. О Сергееве-балетмейстере, а также о других отзывах о нем современников еще будет, следите за обновлениями на канале. Спасибо дочитавшим!

О 1950-х – нач. 60-х в ленинградском балете см. также:

Искусство хореографической миниатюры Леонида Якобсона

Как современники встретили новаторский балет Григоровича «Легенда о любви»

Молодые годы Юрия Григоровича.