Михаил Фёдорович Романов был избран царем в 1613 году. Именно с него взяла своё начало новая правящая династия России-Романовы. Выбор спутницы молодого мужчины был, по сути, делом государственной важности, стране был необходим сильный и здоровый наследник. Выбор пал на Марию Долгорукову. Был ли он верным?
В 1616 году царю исполнилось 20 лет, было принято решение подыскать ему проходящую жену. Мать Михаила Фёдоровича инокиня Марфа устроила смотрины невест. Девушки съезжались со всей России, но это было скорее разыгрываемое представление. На деле же Марфа уже выбрала сыну невесту из знатной боярской семьи Салтыковых. Но Михаил неожиданно спутал все планы. При смотре невест он остановился перед боярышней Марией Хлоповой и выбрал ее своей невестой.
Хлопову поселили во дворце вместе с роднёй и нарекли Анастасией (в честь первой жены царя Ивана Грозного), но уже через несколько дней девушка заболела. Осмотревшие ее врачи заявили, что и к рождению детей она не подходит, а болезнь ее неизлечима. Это и стало решающим пунктом, Марфа тут же потребовала, чтобы Марию удалили. Вероятнее всего, болезнь была придумана, чтобы отвадить царя от понравившейся ему девушки и склонить на сторону выбора матери. Так или иначе, Хлопова уехала, но Михаил продолжал интересоваться ее здоровьем.
Вернувшийся из польского плена отец царя патриарх Филарет осудил решение жены, но настаивать не стал. Он даже предложил посвататься к племяннице датского короля Доротее-Августе, но европейский монарх отказался. Литовская принцесса и родственница шведского короля тоже не захотели выходить замуж за Романова из-за вероисповедания.
Михаил предпринял попытку вновь посвататься к Марии Хлоповой. Из-за этого провели повторное дознание и выяснили, что девушка здорова. Но Марфа пригрозила, что жить при такой царице не собирается. Царь отступил.
Марфа нашла-таки Михаилу жену. Выбор пал на Марию Владимировну Долгорукову, происходившую из древнего рода потомков Рюриковичей.
Свадьба состоялась в сентябре 1624 года. Это избрание, судя по всему, совершилось втайне, без какого-либо торжества, поскольку дворцовые разрядные книги не упоминают Марию. Отец её не назван в списке приглашенных бояр. В речи 8 сентября (за шесть дней до свадьбы) во время пира у государя в речи, говоренной от имени царя, также не упоминается невеста.
Однако приготовления шли своим чередом. Для царицы были поставлены новые палаты. В Вознесенском монастыре началась кройка бархатов и атласов для «государевой радости» (всего пошло 280 аршин самых ярких цветов), из казны было выделено много тканей и серебра на наряды и подарки, а также обновление комнат.
Но буквально через несколько дней новопровозглашенная царица заболела. Даже празднования продолжались уже без неё. Судя по упоминаниям её в речах и подаркам, она не считалась безнадежно больной. Но все же Мария умерла через 5 месяцев после свадьбы.
В 1626 году царю было уже 29 лет. Бездетный и неженатый, он вызывал опасения у государственной элиты возможностью начала новой смуты. Устроили новые смотрины. Но несмотря на количество знатных барышень, собравшихся в Москве, царь обратил внимание на одну из прислужниц, Евдокию Стрешневу.
Свадьба прошла в феврале 1626 года и была достаточно скромной. В этот раз царь очень боялся, как бы враги на придумали новых способов испортить ему венчание, поэтому обьявил о своём выборе всего за три дня до празднования. Венчал Евдокию и Михаила патриарх Филарет. Менять имя на «Анастасия» девушка отказалась. Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.
Евдокия понравилась царю «красотой, обходительностью и кротким нравом». Родители царя были разочарованы этим выбором, но Михаил остался непреклонен. Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших её родственников.
Инокиня Марфа все же благословила невестку, но характер не смягчила. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния Евдокии в делах Михаила Федоровича.
Первые два ребёнка Михаила и Евдокии оказались девочками, причем вторая умерла 9-месячной. Царская семья долго молилась и надеялась на рождение сына. Наконец, на свет появился Алексей Михайлович, будущий русский царь. После неблагополучных родов царевича Василия, который вскоре скончался, Евдокия в течение шести лет, до самой смерти царя, больше не рожала.
Скончалась царица в 1645 году через 5 недель после мужа. Правление Романовых продолжилось.