Найти тему
Круто об искусстве

Искусство как фаст-фуд.

Рой Лихтенштейн "Мисс Мэйб (М-может быть)", 1965. Музей Людвига, Кёльн.
Рой Лихтенштейн "Мисс Мэйб (М-может быть)", 1965. Музей Людвига, Кёльн.

Клас Олденбург в 1961 году открыл свой "Магазин", в котором продавал гипсовые копии фаст-фуда и различных продуктов. Запасы "товаров" он пополнял в своей студии, которая находилась в задней части магазина.

И в этом, думается, весь ПОП-АРТ, который по сути ЕСТЬ тот же ФАСТ-ФУД - дерзкий вызов кухни традиционной живописи.

1950ые. Америка. Вторая Мировая война закончилась. Потрясенный мир пытался жить заново. Старая Европа воскрешала руины прошлого, Америка породила культуру потребления - культуру людей со стабильным высоким доходом и большим количеством свободного времени.

Промышленность, расширившаяся и укрепившаяся за годы войны, в 1950ые стала забрасывать этого массового потребителя самыми разнообразными продуктами, начиная от лаков для волос и стиральных машин, и заканчивая блестящими новенькими кабриолетами, которые, если верить рекламе, были материальным воплощением счастья.

И вот мы подошли к главному, а именно к РЕКЛАМЕ, потому что именно реклама, ее ПЕРЕИЗБЫТОК показали художникам этого направления, что НИКАКОЙ РЕАЛЬНОСТИ НЕТ, ЕСТЬ ТОЛЬКО РЕКЛАМА супа.

По сути, Энди Уорхол (царь и бог движения), а вместе с ним и поп-арт, абсолютно последовательно развивают тактику Марселя Дюшана - присваивают себе некий бренд, если этот бренд способствует привлечению внимания.

Но не только. Дело в том, что состояние людей после Второй Мировой войны в Америке принципиально изменилось: если раньше была нужда, то теперь наступил достаток - люди стали способны покупать вещи и жить в хороших домах. То есть для них материальный мир стал самым важным (потому что жить хотелось хорошо, особенно после войны, да и вообще во все времена жить хочется хорошо).

Поп-арт дал людям то, чего им хотелось, он ориентирован в первую очередь на их запросы. Стильно, модно, молодежно.

Другими словами, искусство ПОП-АРТ реагирует на эти запросы человечества и ПРЕВРАЩАЕТ СВОЕ ИСКУССТВО В ТОВАР, манипулируя общедоступными образами массовой культуры.

Энди Уорхол "Бирюзовая Мэрилин", 1964. Частная коллекция.
Энди Уорхол "Бирюзовая Мэрилин", 1964. Частная коллекция.

Вот, например, супер известный портрет Мерлин Монро Энди Уорхола - картина, ставшая глянцем / глянец, ставший картиной / картина, ставшая иконой / икона, ставшая глянцем / глянец, ставший брендом / бренд, ставший товаром, который продается не хуже супа "Кэмпбелл".

Рой Лихтенштейн "Эй, ты", 1973. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Рой Лихтенштейн "Эй, ты", 1973. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

Вторым моментом в формировании поп-арта стал абстрактный экспрессионизм. Поп-арт - это реакция на засилье беспредметного и серьезного (а абстрактный экспрессионизм - это про душевную травму) искусства, реабилитация (воскресение, возрождение, возврат, как угодно) предмета в лоно творческой деятельности.

И в этом плане эти ребята (Уорхол, Рой Лихтенштейн, Клас Олденбург, Джаспер Джонс, Эд Рушей...) стали прямыми наследниками дада.

Ричард Гамильтон "Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?", 1956. Кунстхалле Тюбинген, Тюбинген.
Ричард Гамильтон "Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?", 1956. Кунстхалле Тюбинген, Тюбинген.

А дада - это коллаж. Поэтому и в творческой деятельности поп-арта коллаж занял важное место. Но, конечно, здесь уже не будет никаких шин и механизмов, только элементы поп культуры - телевизор, пылесос, бодибилдеры, косметика, мода и много ярких цветов.

И коллаж - это, в первую очередь, Великобритания, где зародился поп-арт и где было все немного иначе, точнее совсем даже наоборот: поп-арт там обязан отчасти завистливым, отчасти восхищенным взглядам через океан на ту самую американскую массовую культуру, на яркую рекламу и журнальные картинки беззаботной жизни того самого общества потребления (Великобритания тяжело переживала послевоенные годы).

Как писал английский художественный критик Лоуренс Аллоуэй, давший первое определение поп-арта: "...Мы не испытываем к массовой культуре неприязни, распространенной среди интеллектуалов. Напротив, мы принимаем ее как факт, детально обсуждаем и с энтузиазмом потребляем".

Клас Олденбург "Напольный бургер", 1962. Художественная галерея Онтарио (AGO), Торонто.
Клас Олденбург "Напольный бургер", 1962. Художественная галерея Онтарио (AGO), Торонто.

Такой фаст-фуд для богатых, Макдональдс премиум класса, не лишенный, правда, и культурной критики, ибо искусство теперь есть товар, и душевной травмы, поскольку живого мира нет, есть только мир денег и мир рекламы.

Рой Лихтенштейн "Плачущая девушка", 1964. Частная коллекция.
Рой Лихтенштейн "Плачущая девушка", 1964. Частная коллекция.

Ну и немного примеров классического поп-арта👇

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13