Найти тему
Музыкальный экспресс

Как карты лягут. Renaissance - ''Turn Of The Cards'', 1974

После выхода альбома "Ashes Are Burning", который оказался весьма удачным, Renaissance записывает следующий, пятый студийный альбом, ориентируясь на удачные разработки в звучании и в композиции предыдущего. Все так же впечатляюще выглядит клавишная работа Джона Таута, своей манерой игры больше напоминающего классического пианиста, нежели рок-музыканта; по-прежнему живо и технично работает ритм-секция, создавая крепкую ритмическую (а в случае с Джоном Кэмпом - и мелодическую) основу; все так же активно используется симфонический оркестр, а поверх всего этого продолжает звучать вокал Энни Хаслам, один из самых убедительных в роке.

''Turn Of The Cards'' был последний студийный альбом Renaissance, в который вошли отрывки из существующих классических произведений. Музыка к "Cold Is Being" полностью взята из "Adagio in G minor" (приписывается Томазо Альбинони, но на самом деле написана Ремо Джазотто), а в "Running Hard" используется пьеса "Литании" французского композитора Жана Алена. Последний раз на альбоме отметился и прежний член группы, один из её основателей, барабанщик Джим Маккарти: он написал музыку к песне "Things I Don't Understand".

Альбом был записан в музыкальном центре De Lane Lea Music Center, Уэмбли, Великобритания, в начале 1974 года, и вышел на лейблах BTM, Sire и RCA в мае того же, 1974, года.

Состав, по сравнению с предыдущим альбомом почти не изменился: только исчез Роб Хендри, а Майк Данфорд официально вошёл в состав группы в качестве гитариста и композитора. Все тексты написала Бетти Тэтчер, которая, к тому времени, фактически стала ещё одним членом группы.

Энни Хаслам - ведущий и бэк-вокал.

Майкл Данфорд - акустическая гитара, бэк - вокал.

Джон Таут - клавишные.

Джон Кэмп - бас-гитара, бэк-вокал.

Теренс Салливан - барабаны, перкуссия, бэк-вокал.

&

Джимми Горовиц - дирижёр оркестра.

Неплохой анализ музыки на этом альбоме я нашёл в комментариях на discogs, и хочу его привести, с некоторыми сокращениями:

"Большое влияние на группу, по-видимому, оказали французские композиторы-импрессионисты; вместо поразительной и резкой немецкой гармонии у них есть наивная гармония Дебюсси со всеми закругленными углами. И они могут быть джазовыми, но вроде того, как Равель может быть джазовым, с модальными фигурами,трущимися друг о друга, чтобы создать необычные аккорды. Когда они хотят чего-то более тяжелого, они идут немного по-русски, используя гаммы с поразительно измененными тонами в повторяющихся неуклюжих построениях. И ядро написания песен кажется ближе к простому, но мелодичному народному стилю, чем к тяжелому року.

Однако, сами песни в основном довольно просты. Две из девятиминутных песен, "Mother Russia" и "Running Hard", по сути являются ABA(B)CAB. Есть большое вступление, которое играет оркестр, затем это двухсекционная песня с оркестром, (и, несмотря на несколько новую гармонию и другие прог-трюки, основные песни сами по себе относительно просте, народные вещи); музыка переходит в какую-то повторяющуюся тему с оркестром, затем они возвращаются к песни, чтобы закончить ее.

А как насчет звука? Во-первых, группа с четырьмя голосами использует их все в своих интересах; превосходная подача Хаслам часто красиво дополняется гармониями, а четыре голоса вместе хорошо используются для заполнения аккордов и даже обеспечивают свой собственный уникальный эффект, как будто они являются ещё одним инструментом (например в “Running Hard”, когда вокальные линии идут против струн арфы). Что особенно приятно, так это когда Хаслам получает возможность петь во время инструментальных проигрышей, смешивая высокие вокальные партии с оркестром, как она делает на заключительном треке каждой стороны.

Ритм-секция Кэмпа и Салливана вполне компетентна и блистает в более редких хард-роковых моментах. Партии Салливана, к сожалению, подчеркивают повторяющийся характер этих разделов; я почти могу себе представить, что он просто хотел бы иметь солидный грув, чтобы играть больше на этой пластинке. Однако у него есть несколько очень хороших битов, которые он может предложить на треках с меньшим количеством оркестра. Его лучшим моментом может быть обращение с нечетной временной сигнатурой в припеве "Black Flame", показывающее, что он может обеспечить сильный грув, не прибегая к какому-либо бэк-биту.

Таут на самом деле тот, кто делает очень много в создании звука для этой записи. Помимо того, что он заполняет гармонию и ритм своей фортепианной игрой, он может переиграть Данфорда своим клавесином, и на треках, на которых оркестр молчит, его долг - наполнить пространство органом. Трудно сказать, сколько использовалось инструментов, но я думаю, что там мог быть даже какой-то синтезатор. Акустическая гитара Данфорда имеет решающее значение в моменты более тихие, где наиболее заметна фолк-сторона группы.

Аранжировки Горовица, безусловно, компетентны; оркестр не делает ни чего, чтобы нарушало ровный поток музыки. Однако, они также не являются по-настоящему авантюрными или яркими, что не слишком удивительно, когда ваша работа состоит в том, чтобы заполнить песни фолк-рок группы. Тем не менее, есть несколько длинных пассажей, которые целиком зависят от оркестра..."

Вот, такой вот любопытный разбор от некоего danridge, который показался мне заслуживающим внимания.

1. "Running Hard" - композиция начинается с великолепного фортепианного вступления, сочетающего джазовые и симфонические элементы. Помимо "Литаний" Жана Алена, цитируется мелодическая фраза, использованная в треке "Mr. Pine" из альбома "Illusion". Песня имеет запоминающуюся мелодию, это особенно заметно когда вступает непревзойдённая Энни Хэслам.

2. "I Think of You" - короткая, красивая баллада. Припев и куплет очень привлекательны.

3. "Things I Don't Understand" - этакая "короткая симфония", показывающая, что меньше чем за десять минут можно сделать очень многое! Изменения в тоне, темпе, инструментах приходят и уходят, и все течет, как река.

4. "Black Flame" - начинающаяся как фолковая баллада с немного тревожным хоралом, песня содержит одну из наиболее интересных вокальных партий на альбоме, особенно в припеве, где голос Хаслам звучит, словно призыв - патетично и триумфально.

5. "Cold Is Being" - то самое "Адажио", приписываемое Альбионе. "Жизнь на холоде" служит как бы вступлением к следующему треку.

6. "Mother Russia". Эта песня - дань уважения русскому писателю Александру Солженицыну, который был вынужден коммунистическим режимом покинуть Советский Союз в начале 1974 года. Написанная, как обычно, поэтессой Бетти Тэтчер, лирика основана на знаменитом рассказе Солженицына о заключённом ГУЛАГа - "Один день Ивана Денисовича". Довольно жутковатая композиция, где форма находится в полном соответствии с содержанием.

А вот, как "Mother Russia" исполнялась на концертах:

''Turn Of The Cards'', определённо, один из шедевров симфо-прога, который ни кого не оставит равнодушным.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Renaissance вы можете прочитать у меня здесь:

''Renaissance'', 1969

''Illusion'', 1971

''Prologue'', 1972

''Ashes Are Burning'', 1973