Продолжение. Начало – см. часть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7a, 8, 8a, 9, 10, 11, 11a, 12, 12a, 13, 13a, 14, 14a
На рассмотрении – увлекательное видео под названием « Пирамида Хеопса. Нам 5000 лет ВРАЛИ! ». YouTube, 18.04.2017, длительность 17 минут, 10 миллионов просмотров, 225 тысяч лайков и 21 тысяча « антилайков ».
Как и было обещано во 2 части – продолжение контента, отправной точкой которого неожиданно стало вышеуказанное пафосное видео. А также культивируемые такого вида продукцией разнообразные ходульные представления вокруг темы «пирамиды».
Пусть любой из читателей узнает чуть больше из того, что он, возможно, не очень знает или/и предъявит что угодно из того, что противоречит этим непритязательным заметкам. Любой факт, наблюдение, идею, впечатление или умозаключение, с доводом в пользу оного. Тоже попробуем вместе разобраться - или просто проинспектируем, если разбираться там особо не в чем.
Чтобы каждый мог самостоятельно решать для себя, что есть что: на сегодняшнем нашем с вами уровне осведомленности и понимания.
Сугубо личное мнение автора канала « Следы давно минувших дней » помечено как « СДМД » ( будете цитировать – указывайте этот источник, чтобы было на кого валить, если что). Мнение и тексты других авторов помечены их именами или никами. Всем или многим известное – как « ex omnia ». Сведения из Интернета – как « ex Aranea ».
**
Египет, Сфинкс
Знаменитая теория Роберта Шоха (вместе с Джоном Энтони Уэстом ) о водной эрозии Большого Сфинкса и его реальном, не менее чем 10 000-летнем возрасте - это, наверное, самая большая арбузная корка, на которой можно было поскользнуться возле Сфинкса на Гизэхском нагорье.
Обо всех гранях этой и в самом деле увлекательной темы написаны целые тома, нет смысла здесь всё пересказывать. Лучше всего хотя бы полистать эти книги.
Эта гипотеза радостно поднята на щит многочисленными ее фанатами и уже стала почти классической. Смущает, правда, некая «туннельность» зрения авторов на решаемую ими задачу. Есть такое понятие в психологии. Это когда в состоянии стресса или крайней сосредоточенности человек видит только то, что перед ним и не воспринимает все прочее, кажущееся ему малосущественным. В данном случае - всё за пределами геологии и ближайших интересов автора(ов).
Однако изрядно пошатнуть представления всех энтузиастов о 10000...11000-тысячелетнем возрасте Сфинкса и вообще всех гизэхских пирамид может даже самый наивный и малосведущий в геологии дилетант.
Покачнуть, как уставленный бесценным хрусталем сервант из красного дерева. Всего лишь несколькими простодушными вопросами:
СДМД : 1) Слои в залежах известняка по самой природе этого осадочного материала могут иметь крайне неравномерные физические свойства: прочность, плотность, водостойкость и весьма значительные вариации химического состава. Потому что это - известняк.
СДМД : 2) Помимо водной эрозии в условиях Египта с его частыми песчаными бурями подобные следы может оставлять воздушная эрозия: режущие песчинки в весьма причудливо закручивающихся на этой пересеченной местности воздушных потоках.
СДМД : 3) Горизонтальные протяженные «ниши» в стенах котлована Сфинкса заметно наклонены, они не могут быть следами длительных затоплений котлована. Они четко следуют разнородным по стойкости пластам известняка, из которого сложено плато. Как эти, так и вертикальные разрушения стен котлована более всего похожи на исчезновения самых непрочных включений в общий массив известняка.
СДМД : Для того, чтобы составить собственное (может, неправильное, может - вполне обоснованное) мнение по этому поводу, лучше всего просто внимательнее присмотреться к непосредственному окружению Сфинкса:
Остров Пасхи, «стражи вулкана»
Вторая арбузная корка, природное наказание за «туннельное» мышление, поджидала знаменитого геолога Роберта Шоха на другом конце Земли, на знаменитом тихоокеанском острове Пасхи.
И понесло же почтенного геолога (наверное, по неосознанным ассоциациям с Большим Сфинксом) мысленно сюда, просвещать погрязшее в геологическом невежестве человечество. И объявил он, что, с точки зрения геологии, и этим статуям не несколько столетий, как все думают, а гораздо больше. Потому что они стояли изначально на земле, но постепенно, естественным образом, за многие тысячелетия оказались на по грудь, на 6 метров, в земле.
Уровень грунтов на тех или иных территориях Земли, как известно, естественным образом медленно повышается за счет выпадения из воздуха пыли, занесенных издалека ветрами более крупных частиц и т. п. На самом уединенным из островов с этим - бо-оольшие проблемы, здесь ветер может переносить с места на место (или уносить в океан) только собственный, очень скудный слой почвы.
А у подножия Рано Рараку, где только и стоят эти "Стражи вулкана", главным фактором "зарастания грунтом" статуй могло быть не оседание пыли из воздуха, а оползни (кстати, плотно заросшего постоянным многолетним дерном) делювиального склона. Каковых подвижек грунта, если присмотреться внимательнее хотя бы к фотографиям, не случалось. Да и дождей здесь бывает и бывало не так уж и много.
Ну и далее, после одного арифметического действия на калькуляторе (6 метров разделить на высосанную из пальца толщину ежегодного повышения уровня грунта) у Р. Шоха следует обычный, как и в Египте, набор сногсшибательных выводов. Якобы эти многотонные артефакты не могут быть творениями убогих древних островитян, это следы сами догадываетесь кого, и т. д. и т. п. по замусоленному списку.
Тем более (это почему-то почитается не одним только нашим бравым геологом за очень веский аргумент), что многие из этих огромных статуй с ни на кого не похожими лицами (еще один "аргумент") смотрят полулежа в небо над островом и кого-то ждут.
Надо было все-таки почитать вышеупомянутую книжку, не изобретать квадратноколесный велосипед. В книжке приведена первая и до сих пор единственная, исчерпывающе-полная реконструкциия "инженерной" грани этой уникальной островной цивилизации. В ней все давно исследовано, обосновано и разложено по полочкам:
1) Вертикально стоящие, наполовину погруженные в грунт мегалитические статуи у мест изготовления моаи - это в первую очередь простейшие технические устройства , известные как «кнехты».
2) Древние островитяне специально вкопали их здесь примерно на половину их роста.
3) Маленький вулканический остров, верхушка огромной подводной гряды на пути постоянного прибоя, да узнают это профессиональные геологи, постоянно испытывает микроколебания почвы. И любой слишком тяжелый предмет со слишком малой площадью основания постепенно «тонет» в грунте под действием т. н. «свайного эффекта». Именно поэтому недостаточно плотно вкопанные или расшатанные моаи-кнехты покосились или затонули. Многие по шею и более.
4) В исторической памяти аборигенов сохранилось достаточно вполне надежных сведений. вплоть до перечней вождей по именам - там только полтора десятка веков , а не множество тысячелетий.
Нетрудно понять, что оно одномоментно попало в делювиальную осыпь у подножия вулкана по плечи. Странно, что профессиональный геолог Р. Шох не очень разбирается в вулканах и осыпях. Потемневший выше нынешнего уровня делювия материал статуи постарел и обветрился за века на воздухе и под дождями, но ниже остался того же цвета. Нет никакого плавного перехода между этими цветами. Лишнее подтверждение тому, что это изваяние было когда-то намеренно ВКОПАНО в грунт, а не засыпалось-зарастало им в течение тысячелетий.
Века находившийся под погодными воздействиями материал верха статуи потемнел и износился - но остался в полной сохранности, цвета свежеобработанного туфа из этой каменоломни, ниже уровня земли. Снова нет никакого плавного перехода между цветами тела мегалита. В то время как грунт здесь (см. срез слева) нарастал из десятилетия в десятилетие. Очень медленно (что характерно для этого маленького каменистого островка) и без всякой связи с изменениями на теле статуи-сваи. Лишнее подтверждение тому, что и это изваяние было когда-то намеренно вкопано в грунт.
(далее возвращаемся снова на север Африки, к египетским пирамидам – см. часть 15a)
- - -
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.