«Можно ли поставить в театре инсценировку романа Тургенева «Отцы и дети» в формате весьма популярного сетевого ресурса Тик-Ток?». Именно это вопрос задал себе автор этих строк, когда прибыл в Чебоксары, чтобы принять участие в фестивале «Неделя русской классики». Он был организован в столице Чувашии Русским драматическим театром и приурочен к 85-летию Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела республики. Таким образом автор готовился проводить дискуссии об увиденных в рамках фестиваля постановках.
Столица театрального Приволжья
Идеолог и главный организатор фестиваля, директор Русской драмы Дмитрий Капустин мудро решил дополнить ежедневный просмотр спектаклей их последующим обсуждением. Роль модератора дискуссий была отведена гостю из Санкт-Петербурга. А участниками их стали творческие бригады каждой из представленных постановок, а также студенты актерских и режиссерских курсов Чувашского института культуры и искусства, училища культуры и художественного училища. Естественно, что участвовали в дискуссиях все желающие но, прежде всего, те зрители, которые накануне смотрели соответствующий спектакль.
Чебоксары – главный город республики, и поэтому можно сказать, что его жители к театру приучены, ибо здесь есть полный столичный «набор» - Чувашский Театр оперы и балета, Чувашский академический театр имени К. Иванова, ТЮЗ имени М. Сеспеля, кукольный театр, частные театры, несколько студий и множество любительских театральных студий. Последние активно участвуют в ежегодном региональном фестивале «Театральное Приволжье». Одним словом, театральная жизнь здесь протекает в весьма энергичном ритме.
Однако даже в такой насыщенной среде идея, успешно реализованная Русским драматическим театром, оказалась оригинальной и поучительной, пригласив всех заинтересованных лиц и, более всего, публику по-новому взглянуть на то, что мы по эстетической инерции именуем «классикой».
Классика всему голова
Не открою Америки, если скажу, что классика есть основа репертуара любого современного театрального коллектива независимо от творческих воззрений и практик его художественного руководства, состава труппы и зрительских предпочтений. Но когда ты неделю подряд смотришь исключительно сценические версии отечественной драматургии и литературы, то подобная концентрация становится наглядным свидетельством фундаментальной значимости этого сегмента для жизни театра.
Пример Русского драматического в этом отношении показателен. Из 28 названий, которые значатся в репертуаре театра и анонсируются на сайте, 12 относятся к классике (10 – к русской, 2 – к зарубежной). При этом театр сохраняет в активном состоянии еще 12 театральных сказок. В афишу же фестиваля вошли спектакли разного сценического «возраста» - от премьер до старожилов подмостков.
Словом, артистам есть что играть, а публике – что смотреть. Фестивальная афиша давала возможность сравнения не только интерпретаций драматургических текстов одного и того же автора, но и возможностей труппы. Хотя было очевидно, что и режиссура увиденных спектаклей предлагала разные подходы к тому: как и зачем ставить классику. Эта тема, заметим, в дальнейшем и стала одной из основных в спорах в рамках «Театральной гостиной».
Сестры, братья и Базаров
Открывал афишу спектакль «Отцы и дети» в постановке главного режиссера театра Владимира Красотина. Второе название отчетливо указывало на фокус внимания постановщика – «Доктор Базаров». Заметим, что взяв за основу инсценировку А. Шапиро, режиссер не менее определенно указал и жанр своей версии – мелодрама.
Таким спектакль и оказался. Все ниточки отношений на сцене сплетаются и расплетаются вокруг Евгения Базарова, сыгранного Александром Шаповаловым с некоторым вызовом по отношению к сдержанной, приглушенной манере остальных артистов. Он – этакий эпатирующий интеллектуал, другие тихо ведут свою сельскую жизнь. Даже роман с Одинцовой (Диана Яковлева) выглядит как некая игра амбиций. Общественная актуальность тургеневского текста в этом спектакле осталась в кулисах. А по сему зрители видят реальные семейные отношения – двух братьев Кирсановых и двух сестер Одинцовых. Что весьма длительно обсуждалось на следующей день в дискуссии об увиденном. Именно тогда молодежь всерьез и задумалась об интерпретации великого романа в том самом Тик-Токе. Окончательное решение было отложено, так как присутствующие так и не смогли определиться с кандидатурой на главную роль.
Жанровый же подход к выстраиванию фестивальной линии дал о себе знать на следующих просмотрах. Жанры двух следующих спектаклей были обозначены как «комедия». Автор пьес – классик из классиков.
Островский как повод влюбиться
Оба спектакля поставил Владимир Красотин. Но каким разными они оказались! При том, что нельзя сказать, что режиссер как-то радикализировал тексты первоисточников. Все казалось знакомым и узнаваемым настолько, что порою казалось, что иные фразы ты знаешь чуть ли не со школьной скамьи. Подобная узнаваемость порою активировала восприятие, а порою тормозила отношения с действием на сцене.
В этом смысле более ярким оказался спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». В сценографии (художник – Владимир Шведов) постановка кажется вполне традиционной: минимум бытовых деталей, неброское цветовое решение, свободное пространство сцены для построения мизансцен. Забегая вперед скажем, что схожий стиль той же постановочной бригады отличал и следующий спектакль «Волки и овцы». Островского «освободили» от быта оставив лишь костюмы, указывающие на то, что действие происходит, как минимум, полтора столетия тому назад.
История Глумова, блистательного сыгранного молодым актером Андреем Авериным, оказалась созвучной тому, как делают нынче иные молодые люди карьеру. Недаром на программке спектакля зрители могут прочесть анонс – «Записки подлеца, им самим написанные». И от этих слов невольно поеживаешься, и смотря спектакль, и особенно, когда слышишь, как иные молодые участницы последующей дискуссии признавались в откровенной симпатии к сему молодому человеку.
«Мудрец» продемонстрировал возможности труппы Русского драматического театра, где актеры с опытом прекрасно сосуществуют в рамках одного спектакля с носителями молодых амбиций и творческих устремлений. Когда они оказываются в мизансцене дуэта, то костры подтекста начинают повышать градус эмоциональной энергии, явно превышающую область допустимых значений «12+». Таковы, например, сцены Глумова и Клеопатры Львовны (Наталья Лосева), явной дамской царицы в этой постановке.
Однако уже следующий спектакль – «Волки и овцы» - продемонстрировал иной канон игры в Островского, чью пьесу разыграли как насмешливый водевиль на тему нравов обитателей поместий. Подобное жанровое решение было иронично встроено во все компоненты спектакля, включая игрушечные дрожки и поезд, которые прокатывались по сцене под аранжировку «Попутной песни» Михаила Глинки. Публика свою порцию позитивных эмоций в виде смеха, естественно, получила. Однако особых споров и дискуссий на тему: кто из персонажей спектакля оказался в сегменте «волков», а кто затесался в «овцы», не произошло. Парадоксальным образом зерном общения оказался вопрос…о любви, к чему повод дал увиденный спектакль.
Гоголь – это смешно ?
«Ревизор» в постановке Ашота Восканяна оказался в фестивальной афише «ветераном репертуара» (премьера состоялась в 2010 году). В спектакле явно происходила смена актерского состава по ходу его жизни на сцене. И в то же время комедийная составляющая классического текста более доминировала над иными нюансами, которые мы привычно пытаемся вычитать из любой версии гоголевского шедевра: от философского этюда о нравах до мистического трагифарса о страхе.
Увиденнная версия была очищена от подобных контекстных прочтений. Нам ярко и бурно сыграли театральный анекдот. Иные репризы и мизансцены заслуженно вызывали смех в зале и бурные аплодисменты. Что лишний раз доказывает: классика может быть воспринимаема исключительно как повод для увлекательного и эмоционально заразительного зрелища. И сотворить его по силам любой квалифицированной театральной труппе. Однако не каждая труппа может добиться внимающей тишины зрительного зала, словно застывшего с прикосновении к чему-то манящему и завораживающему, имя которому – классика. В этом случае на сцене были герои Бунина…
Темные аллеи страстей
В удивительной драматургичности новелл нобелевского лауреата довелось убедится на спектакле «Темные аллеи», который, несомненно, украсил фестиваль. Три новеллы – «Муза», «Пароход Саратов», «Генрих» - петербургский режиссер Олег Молитвин соединил с помощью драматурга Анастасии Колесниковой в единую композицию, перемешав сюжеты о любви таким образом, что кажется будто одна история продолжает невольно другую. «И каждый здесь свою играет роль». Играет сдержанно, подавляя чувства, загоняя их внутрь себя, но эмоции все же вырываются наружу, и тогда на сцене звучат роковые выстрелы.
Сценография напоминает не то серию купе поезда, не то череду кают парохода, не то «вокзал, несгораемый ящик» (художник Владимир Шведов), что лишний раз убеждает: классику нынче можно играть на минимально оформленной сцене, где место действие лишь обозначено, и лишь по костюмам (художник Екатеринина Малинина) можно догадаться о времени, в котором разыгрываются сюжеты поздних бунинских новелл.
Спектакль играется на едином нерве, как будто его вытянули в острожаляющую чувства стрелу.
Актеры по-современному хороши и обаятельны, но во всех них как раз и сквозит та рефлексирующая нервность персонажей ХХ века, которая явно отделяет их от героев предыдущего века, пусть даже и в классическом репертуаре. Исполнителям комфортно в сложных и затейливо-чувственных эпизодах. Здесь слово «играют», пожалуй, неточно. Скорее, они проживают до предела насыщенную изгибами людских коллизий жизнь каждого. Впрочем, и здесь есть место искусству перевоплощения, когда Юлия Дедина играет двух абсолютно разных бунинских дам, тем самым наглядно являя мужчинам на сцене и зрителям в зале варианты драмы любви и непонимания друг друга.
Спектакль идет без антракта, что позволяет артистам выдержать нервное напряжение между играемыми персонажами. Порою трудно узнать иного исполнителя, который еще вчера играл водевильную роль в комедии Островского, а нынче преображается в очередную жертву эмансипации. Таков музыкант Завистовский, сыгранный Владиславом Савельевым. Или Александр Смышляев, вчера срывавший аплодисменты в роли Хлестакова, а в бунинском пространстве обретающий облик мечущегося от женщине к женщине Глебова. Мы смотрим настоящую драму и ее играют нам так, что выражение «на разрыв аорты» не кажется в этом случае красивой фигурой речи…
Немного детства в придачу
Еще одно удивление от возможностей актеров театра – сказка, сыгранная на следующий день на утреннике для чебоксарской детворы. Называлась она «Тайна зеркала Бабы-Яги. Чудеса новогодней ночи». Ее придумала и сыграла вместе со своими коллегами актриса Юлия Дедина, которая инициировала премьеру в канун зимних каникул. Такова театральная жизнь в любом коллективе. Вчера ты – страдающая от ревности (или страсти) молодая женщина, рвущая судьбу в порыве чувств. А на утро завтрашнего дня – Снегурочка, играющая с детской публикой в интерактивные забавы.
И снова автора настигло понимание того, что актеры Русского драматического театра вписываются в тот сценический формат, который им задает режиссер или драматургия. Или предпочтения публики. И потому определения жанров увиденных мною спектаклей воспринимались как некое адекватное «программирование» предстоящих эмоций – мелодрама, комедия, драма, музыкальная сказка.
Выигранный «Поединок»
Покинуть гостеприимные и бурно живущие театром Чебоксары пришлось на день раньше, чем был сыгран на сцене Русской драмы еще один «классический» спектакль («Поединок» по Куприну). Но уже в Петербурге меня догнала радостная весть.
В Международный день театра состоялось награждение победителей XXI республиканского конкурса «Чентерле чаршав» («Узорчатый занавес»). И вот его итоги :
- c пециальным дипломом жюри конкурса отмечен актерский ансамбль спектакля «Поединок» А. Куприна (режиссёр - Игорь Лебедев)
- в номинации «Лучшая мужская роль» награды удостоен Андрей Аверин (тот самый, который играл Глумова) за роль Георгия Ромашова в спектакле «Поединок»;
- в номинации «Лучший спектакль» победил спектакль «Поединок».
Для получения заслуженной награды на сцену, как рассказывали телерепортажи из Чебоксар, вышел весь актерский состав спектакля во главе с директором Русского драматического театра Дмитрием Капустиным. Диплом победителя и награду вручали Министр культуры республики Светлана Каликова и председатель Союза женщин Чувашии Наталья Николаева.
Впору было возвращаться в столицу Чувашии, чтобы своими глазами увидеть «победную» постановку. Классика задает свои форматы, и потому продолжает свою жизнь, удивляя и маня публику, предлагая испытать эмоции и погрузиться в размышлении об увиденном. Эту свою миссию фестиваль «Неделя русской классики» выполнил сполна. И кто знает: быть может в следующий приезд доведется увидеть нечто необычное, оригинальное, сетевое и интерактивное? Тик-Ток не дремлет…
Сергей Ильченко
Чебоксары – Санкт-Петербург