Найти тему
12,6K подписчиков

Числа и Красота

125 прочитали

Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало природы.

Леон Батиста Альберти

Давайте немного пофантазируем? Представьте себе, что мы космические путешественники и впервые высадились на недавно открытую далекую планету. В процессе обследования планеты мы находим какой-либо объект, предмет, сооружение, в линейных размерах которого четко прослеживаются определенные соотношения, пропорции или закономерности.

Что мы могли бы сказать о тех, кто создал эти объекты. Я полагаю, даже если мы не понимаем назначение указанных объектов, можно считать, что их создатели разумны и обладают некоторыми знаниями в области математики.

А теперь вернемся на Землю и немного вспомним школьный курс…

Отношение длины окружности к ее диаметру – число π, соотношение сторон прямоугольного треугольника – теорема Пифагора, сумма внутренних углов выпуклого многоугольника, скорость света в вакууме, гравитационная постоянная, ускорение свободного падения, прочие математические и физические константы и соотношения.

В своё время люди опытным путём нашли эти закономерности наблюдая за природой.

О чем говорят они нам?

Оглянемся вокруг…

Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало...

Вот такие чудесные спирали Природа создает, следуя математическим законам. Чуть позже я ещё вернусь к этим примерам гармонии.

Удивительный факт: давно подмечено, что человек выделяет и определяет для себя предмет или объект как красивый (гармоничный), если в его размерах наблюдается, так называемое «золотое сечение».

Считается, что о «золотом сечении» мы узнали от философа и математика Пифагора. Позже древнегреческий математик Евклид сформулировал задачу «о делении отрезка в крайнем и среднем положении». Он доказал, что при разделении отрезка на две части: А (меньшую) и В (большую), отношение большего к меньшему будет равно отношению их суммы (всего отрезка) к большей части:

(А+В)/В=В/А=1,618

Многие памятники древнего мира строились с учётом золотых пропорций: знаменитые пирамиды Египта, храмы, амфитеатры, стадионы… Они стали шедеврами древнего зодчества, демонстрирующими гармонию, основанную на математической закономерности.

Тесно связанные с «золотой пропорцией», числа Фибоначчи еще один пример проявления красоты и гармонии.

В 1202 году итальянский математик Леонардо Пизанский, который в последующем стал известен, как Фибоначчи, впервые познакомил мир с закономерностью чисел, в ряду которых каждое число является суммой двух предыдущих цифр:

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д.

Кроме того, ученый привел ряд закономерностей:

Любое число из ряда, разделенное на последующее, будет равно значению, которое стремится к 0,618 . По мере продвижения от начала последовательности это соотношение будет все более точным.

Если же поделить число из ряда на предыдущее, то результат устремится к 1,618 т.е. уже знакомое нам «золотое сечение».

Возвращаясь к спиралям, ранее представленным на фотографиях: широко распространенные в природе, они были исследованы ещё Архимедом, который даже вывел их уравнение. Форма спирали основана на «золотом сечении». При ее раскручивании получается длина, к которой можно применить пропорции и числа Фибоначчи.

Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало...-2

Параллель между числами Фибоначчи и золотым сечением можно увидеть и построив «золотой прямоугольник», у которого стороны пропорциональны, как 1,618:1.

Например, возьмем два последовательных члена ряда Фибоначчи – 8 и 13 – и построим прямоугольник со следующими параметрами: ширина = 8; длина = 13.

А затем разобьем большой прямоугольник на меньшие. Обязательное условие: длины сторон прямоугольников должны соответствовать числам Фибоначчи. Т.е. длина стороны большего прямоугольника должна быть равной сумме сторон двух меньших прямоугольников.

Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало...-3

Построение его можно сделать и в обратном порядке, начиная с квадрата «1х1».

При соединении углов полученных прямоугольников дугой, равной четверти длины окружности, получим спираль Фибоначчи.

Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало...-4

Что удивительно, помимо просто «радующего глаз» расположения элементов на увиденных нами объектах, такое расположение обладает высокой функциональностью. Спиралевидное расположение листьев у ряда растений и расстояния между ними соотносимы с числами Фибоначчи. Они располагаются таким образом, что каждый из них получает максимальное количество солнечного света!

Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало...-5

Подводя итог, можно сказать: основанные на математических законах Красота и Гармония, которые мы наблюдаем в окружающем мире – для меня явное свидетельство не случайного, а осмысленного, осознанного сотворения мира.

Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало...-6

И тот факт, что человек наделен чувством Прекрасного, способностью замечать красоту, выявлять закономерности и связи, описывать их математически, позволяет надеяться на то, что при должной чуткости, внимании, дерзновении когда-нибудь мы сможем проникнуть в тайны мироздания и раскрыть себя, как Человека.

Александр Казачук