В детстве, начитавшись книг Джека Лондона, Жюля Верна, Роберта Стивенсона и увлекшись путешествиями их героев в тропические моря, я мечтал вживую увидеть коралловые рифы в теплых прозрачных водах тихих лагун на южных островах. Знаменитые писатели восторженно отзывались об изумительном подводном мире, который открывали их герои, о необычайно красивых коралловых садах, пестрых, ярко окрашенных рыбах и удивительных моллюсках, из которых даже добывали жемчуг. Со временем моя мечта сбылась.
Интерес к познанию жизни моря резко возрос в последние десятилетия, с появлением легкой водолазной техники. Нельзя не помянуть в этой связи известного французского океанографа Жака Ива Кусто, сыгравшего огромную роль в популяризации этой области науки.
Любое крупное туристическое агентство включает сегодня в свои маршруты посещение коралловых рифов на Мальдивах, Сейшелах, в Австралии и других экзотических местах, но часто забывает предупредить об опасностях, которые там подстерегают путешественников. Будет не лишним напомнить специальный документ, изданный Пастеровским институтом в 1962 году, в котором особо подчеркивается: «Гуляя по рифам и собирая моллюски, помните – вы шагаете по минному полю». Немало аквалангистов и просто отдыхающих нашли свою подводную могилу в теплых лагунах южных морей. И маленькие невзрачные моллюски, и хрупкие, нежные кораллы сказочной красоты, и пышные разноцветные морские ежи могут таить в себе такую же смертельную опасность для жизни человека, как и встречи с акулами-людоедами и другими зубастыми и ядовитыми хищниками. Строго говоря, коралл – это живой организм, полип, обладающий скелетом из известкового материала. Впервые попав на коралловый риф, я был поражен его красотой, словно попал в сказку своего детства.
Цветной подводный ковер раскинулся передо мной, поразив огромным разнообразием форм – древовидные, ветвистые, плоские, столбиками… Всего не перечесть. В расцветке преобладали оттенки розовой, пурпурной, желтоватой, черной и бурой окраски… Глаза наслаждались этой цветовой гаммой. В спокойных лагунах они имеют нежные и хрупкие конструкции, а в прибойной зоне преобладают мощные образования. Кораллы – обитатели прибрежной части тропических островов. Собственно, и тропические острова созданы благодаря росту коралловых колоний в течение тысяч лет. Они усваивают из воды углекислый кальций, из которого строят свой скелет. Каждый полип откладывает полоску извести, в течение года нарастает слой до 5–10 сантиметров, и колония неудержимо растет. Рифы играют огромную роль в жизни народов, обитающих на этих островах, которые позволяют пользоваться своими материальными благами и составляют основу пропитания для людей.
Подводный пейзаж в коралловом царстве отличается от наземного необычайным разнообразием организмов, приспособленных для жизни в таких условиях.
Внутри коралловых рифов, как бабочки, порхают многочисленные ярко окрашенные экзотичные рыбки. Многие являются постоянными обитателями этих мест и нигде больше не встречаются. Здесь обитают губки, моллюски, ракообразные, иглокожие, черви. Оборонительным и наступательным оружием для них является яд, которым полны их стрекательные клетки, содержащиеся в щупальцах. Капсулы с ядом, в виде маленьких рачков, при приближении потенциальных врагов или жертв лопаются, стреляют и, как стрелка, вонзаются в них. Это серьезная угроза и для человека. Последствия от уколов, наносимых кораллами, практически не отличаются от ожогов при контактах с ядовитыми медузами.
Особенно жгучие болевые ощущения вызывали порезы, полученные от древовидных «огненных кораллов», весьма многочисленных на мелководье, в тропической зоне. Красивые, но редкие черные кораллы, которые в арабских странах ценятся как талисман против всевозможных бед, также покрыты ядовитой слизью. Если их потрогать, а потом, не промыв хорошо руки, потереть глаза, то можно ослепнуть. Во всяком случае, так утверждали местные жители. Проверить этот факт мы не рискнули.
Большие неприятности доставляли нам обломанные кусочки известковых иголок с ядом у морских ежей. Легко ломающиеся и хрупкие иголки причиняют неимоверную и длительную боль и жжение до тех пор, пока с большими трудностями не вытащишь их из обколотых пальцев. И после этого озноб и боль в мышцах руки долго не проходят. Ядовитые морские ежи Японского моря получили у местных рыбаков название «убийцы». Впрочем, это не мешает местным жителям готовить из них экзотичные блюда и подавать в ресторанах.
Очень опасны красивейшие актинии, напоминающие хризантемы, с удлиненными щупальцами вместо белых венчиков, плавно колышущимися в потоках воды. Раскачивающиеся мягкие и нежные цветные щупальца приманивают к себе и готовы обнимать и ласкать незадачливого любителя подводных красот. Но после такой «ласки» потом долго приходишь в себя от боли и с трудом избавляешься от кожной сыпи. Это я испытал на себе. Но удивительно, что аборигены-йеменцы, которые сопровождали меня в подводных прогулках у побережья острова Сокотра, неизбежно касаясь актинии, легко переносили соприкосновение с ней. Вполне вероятно, что они невосприимчивы к этому яду. Также невосприимчивы к нему рыбы-клоуны с изумительной расцветкой, совершенно бесстрашно плавающие между щупальцами актиний.
Жизнь бурлит в этом чужеродном для нас мире. Коралловые рыбы-бабочки, с необыкновенным фантастическим разнообразием расцветок, как жар-птицы, парят в толще воды.
Экзотические рыбы-попугаи, с окраской, меняющейся в течение их жизни несколько раз, морские анемоны раскинули свои разноцветные щупальца в поисках добычи…
Но есть более опасные представители подводной живности – это моллюски. Обычные, невзрачные, маленькие, но смертельно опасные. Их длина не более 10 сантиметров.
Раковины в виде конуса с расцветкой, похожей на волнообразную вязь, а внутренняя поверхность, как и у всех моллюсков, – ярко-оранжевая. На конце раковины хоботок с острыми зубами и ядовитыми железами. Если возьмешь его в руки, то хоботок извернется и укусит. Возникает острая боль. На месте укуса появляется синюшность, немеют руки, возможны головокружения и обмороки и в некоторых случаях – смерть. Английский врач и подводник Рефли подробно описывает смерть неосторожного пловца, взявшего в руки конус. Такие случаи весьма часты и зафиксированы многими исследователями. Поэтому для пополнения коллекции музея я брал их в руки с противоположной от хоботка стороны, куда он не мог дотянуться. Но повторять такие подвиги любителям моллюсков не советую. Всегда можно забыться и случайно коснуться опасной стороны. Моллюск небезопасен даже после того, как он несколько часов лежит без воды.
На валунах гроздьями переливаются мелкие брюхоногие моллюски ципреи-каури, с красивой глянцевой окраской. В качестве денежной единицы в Африке и Азии они использовались много тысячелетий. На дне притаились морские раковины-тридакны, с ярко голубыми складками мантии.
Верхняя крышка чуть приоткрыта, но стоит дотронуться до нее – и она с легким стуком тотчас захлопывается. Они могут достигать размера 1 метр и более. Аборигены уверяли меня, что большая тридакна, защемив створками ногу или руку неосторожного пловца, может его не выпустить и утопить. Многочисленные организмы, пользуясь своими ядовитыми стрекательными клетками, убивают свои жертвы, чтобы выжить.
Вечная битва за выживание. Странный и непонятный для нас мир. Но он живет своей жизнью. И не нам посягать на его целостность. В этом мире есть место и для человека, но только в качестве восторженного созерцателя. К сожалению, рифовый биоценоз ожидает печальная участь. Кораллы находятся под угрозой вымирания: рифы погибают не только из-за вмешательства человека в их жизнь, по причине загрязнения океана, а также активного использования их в качестве сувениров и украшений, но и в связи с глобальным потеплением климата.
По прогнозам ученых, в ближайшие сто лет кораллы исчезнут полностью, что грозит коллапсом всей морской экосистемы, с последующими негативными для человечества последствиями. Но это тема другого разговора.
«Секретные материалы 20 века» №25(385), 2013. Владимир Коркош, ихтиолог (Керчь)