Найти в Дзене
Liberty Express

Анализ рынка товаров для дома и сада

Оглавление

Краткий обзор текущего состояния рынков Household, DIY и товаров для дачи и сада в России

Современный российский рынок товаров для дома и сада включает несколько сегментов: Товары для дома (так называемый сегмент HouseHold); Товары для ремонта и улучшения дома и дачи – DIY (do-it-yourself); Товары для дачи и сада, относящиеся к выращиванию растений и досуга на дачном участке.

Соответствующее деление является довольно условным в силу того, что данные сегменты перекрещиваются в процессе потребления, но для выявления особенностей и перспектив развития необходимо анализировать их как в целом, так и по отдельности. Рассмотрим каждый сегмент более подробно.

Товары для дома (Household)

По мнению экспертов, рынок Household является одним из наиболее непрозрачных с точки зрения конкурентного окружения: количество специализированных игроков крайне ограничено, но существует серьезная косвенная конкуренция, которую нельзя не учитывать.

Товары для дома могут быть представлены как в магазинах DIY формата, так и в гипер- и супермаркетах, где их можно встретить в числе товаров повседневного спроса, а также в специализированных магазинах (посуда, подарки), и в мебельных гипермаркетах. Кроме того, значительный вклад в развитие рынка вносят сети фиксированных цен. В настоящее время немаловажное влияние на развитие рынка оказывает онлайн-канал или продажи через Интернет.

Одной из тенденций развития рынка товаров для дома, которая проявляется уже сейчас, можно назвать обострение прямой конкуренции в регионах. Федеральные игроки будут укрепляться и охватывать все большую часть России. Как следствие основной задачей для локальных игроков становится необходимость выживать. Для этого необходимо понимать, как и чем конкурировать, а значит – более четко определяться с форматом. Так, вариантом развития событий может стать исчезновение единой категории Household и разделение на более узкие понятные для потребителей категории: «Хозяйственные товары», «Предметы интерьера» и т.д. Это разделение позволит правильно сфокусироваться и дать конечным потребителям именно то, что они хотят.

В целом можно сказать, что новые тенденции развития рынка Household в России, в первую очередь, связаны с расслоением потребителей и появлением нового формата покупателей. Образно говоря это продвинутый человек, у которого есть каналы информации (интернет, ТВ, печатные издания). Он очень требователен и постоянно находится в поиске нового товара. При этом он стремится сделать свой быт максимально удобным и комфортным, поэтому новинки, которые помогут ему в этом, будут пользоваться огромной популярностью.

Для жителей малых городов, отдаленных спальных районов и «заводских окраин» по-прежнему актуальна конкуренция по цене. Хотя их тоже привлекает необычное предложение в ассортименте. Это в свою очередь подключает эмоции к покупке и создает лояльность к торговой точке. Тенденции потребления и расслоения потребителей подтверждаются данными статистики.

Динамика потребительских расходов домашних хозяйств (в среднем на члена домашенго хозяйства, руб. в месяц)
Динамика потребительских расходов домашних хозяйств (в среднем на члена домашенго хозяйства, руб. в месяц)

С 2003 года темпы роста потребительских расходов в целом по России положительны. Несмотря на то, что темпы роста в 2017 году к 2016 сократились, расходы в целом выросли на 3%, на продукты питания и безалкогольные напитки на 1%, а на предметы домашнего обихода, бутовую технику и уход за домом сократились на 6%. При этом доля затрат на предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом в общих расходах в целом по России так же сокращается.

Стоит отметить, что по данным на 2017 г. потребительские расходы в Свердловской области на душу населения в месяц составляют 14 144 руб., из них 5,2% приходится на предметы домашнего обихода, бытовую технику и ухода за домом. На основании расчетов, проведенных по рынку Свердловской области, был сделан вывод, что наиболее перспективным является сегмент городских жителей – по численности населения и емкости рынка в рублях.

Выводы по рынку Household

1. Обострение конкуренции

Рынок Household находится в стадии перехода к современному состоянию, и для того, чтобы выжить в новых условиях, необходимо уточнять свое позиционирование, отстраиваться от конкурентов и давать покупателю уникальное предложение

2. Изменение портрета потребителя

Портрет потребителя меняется – он становится более информированным, лучше разбирается в товарах. Следовательно, чтобы его стимулировать к покупке, потребителя необходимо увлечь на эмоциональном уровне.

Товары для ремонта и улучшения дома и дачи (DIY - do-it-yourself)

В рассматриваемом сегменте «товары для улучшения и ремонта дома и дачи» наиболее перспективным форматом розницы специалисты считают гипермаркеты, работающие в формате Do It Yourself (DIY). В ассортимент предлагаемой DIY продукции входит все, что имеет отношение к чистовой отделке дома и его обустройству, а иногда еще садовый инвентарь и растения.

Торговля осуществляется по принципу самообслуживания, выкладка товара такова, что покупатель может самостоятельно достать и посмотреть любую заинтересовавшую его продукцию. Как правило, DIY предлагает товары по средней и низкой цене. Ассортиментная линейка по каждой позиции невелика. Потребителями в DIY-ритейле являются частные лица, а также мелкие строительные фирмы и ремонтные бригады.

Темпы роста рынка DIY в России, %
Темпы роста рынка DIY в России, %

Продолжение статьи читайте в обзоре на нашем сайте