Найти тему
Мастерская COLORPANDA

Страх, ненависть и раздражение. Врубель – художник, соперничающий с Богом

Оглавление
Демон. Фото из открытых источников.
Демон. Фото из открытых источников.

Сегодня Михаил Врубель – непререкаемый классик, мощный художник с уникальным визуальным языком. И, как это нередко бывает с классиками, при жизни отношение к его искусству было не просто противоречивым, но порой и просто враждебным. Так бывает, когда мастер опережает свое время.

Третьяков: в моей галерее Врубелю места нет

Врубель в Третьяковке – что может быть привычнее? Однако при жизни основателя галереи Павла Третьякова в экспозиции была всего лишь одна картина Врубеля, да и та попала туда совершенно случайно.

В своем завещании Третьяков пожелал, чтобы его галерея оставалась в таком виде, какой имела при его жизни – без пополнения новыми экспонатами. На наше счастье волю усопшего удалось обойти, и кураторы стали пополнять внушительную коллекцию лучшими образцами современного искусства.

Но даже тогда идея приобретения полотен Врубеля для коллекции вызывала неоднозначную реакцию у руководства попечительского совета. Так, председатель отказался покупать знаменитого «Демона» – звучит удивительно, но он счел его художественную ценность сомнительной.

Демон поверженный. Фото из открытых источников.
Демон поверженный. Фото из открытых источников.
Ситуацию разрешила дочь Третьякова, однозначно заявившая: «Папа Врубеля не боялся!»

Боялся или нет, мы уже никогда не узнаем. Но неприязненное отношение Третьякова к Врубелю – исторический факт. Только в самом конце жизненного пути основатель галереи заявил, дескать, да, раньше творчества Врубеля не понимал.

«Уж очень это как-то по-другому…»

Художник, вызывавший страх

Однажды глава тогдашней Москвы приехал в гости к главному меценату – Савве Мамонтову, который помог обустроить Врубелю мастерскую у себя в доме. Городской глава был поражен, отметив, что от этих картин «жуть берёт», и что, увидев их, он «забыл, зачем приехал».

Принцесса Греза. Фото из открытых источников.
Принцесса Греза. Фото из открытых источников.

Как часто бывает, иногда непонимание перерождалось в откровенную травлю. Пресса того времени награждала полотна Врубеля такими эпитетами как «грубость», «карикатурность», «уродливость».

Как вспоминает жена Блока, рисунки Врубеля к лермонтовскому «Демону» неизменно вызывали насмешки и глупые шутки. Впрочем, просвещенные люди понимали, почему так происходит – реакция обывателя на что-то действительно новаторское остается одной и той же во все времена.

Больше интересного на канале нашей Мастерской:

3 неприличных факта о Тургеневе, которые не принято афишировать

Да что вы вообще понимаете в живописи? Тест на знание европейских художников

Самая страшная «побочка»: COVID-19 запускает преждевременное старение