Конец 2020-го и начало 2021 года стали какими-то невероятно ободряющими для отечественных кинодеятелей. В отсутствии конкурентов российское кино приободрилось в прокате, наши "Эпидемия" и "Серебряные коньки" получили постоянный "вид на жительство" на Netflix, "Никто" Ильи Найшуллера возглавил американский бокс-офис, а "Спутник" взлетел на вершину чартов iTunes. В добавок к последнему, Голливуд нацелился сделать ремейк фантастического хоррора Егора Абраменко! Неужели прорыв случился, и в мире наступает "русская весна"? Возможно. Но со свойственным ему скепсисом Киновед в штатском не слишком рассчитывает даже не на успех американской адаптации "Спутника", а даже на его появление. Увы, история ремейков российских картин в Голливуде печальна и коротка...
Американская фабрика грез не в первый раз смотрит на наше кинопроизводство со своим звериным чутьем и умением делать деньги из человеческих эмоций. И хотя многие успешные наши фильмы и сериалы неоднократно вызывали интерес у западных продюсеров, дальше разговоров дело не продвинулось ни разу. Давайте посмотрим, какие из отечественных историй могли получить заокеанскую прописку и сорвать там "большой куш"...
"Ночной дозор"
Фильм, с которого началась новая история отечественного проката (новейшая началась, наверное, всё-таки с "Аватара"), неслучайно привлек внимание голливудских боссов – Тимур Бекмамбетов, Сергей Лукьяненко и их вампиры побили в нашем прокате не кого-то, а "Человека-паука" Сэма Рейми. Неслыханная дерзость вылилась в приобретение прав на ремейк студией Fox, интерес к проекту Брэда Питта и возможность для ТимБека покорить Запад понятным ему оружием. Увы, за десять лет, на которые были приобретены права, ни ремейка, ни триквела не случилось – сейчас речи не ведется ни о каких новых воплощениях вселенной "Дозоров" ни у нас, ни у них.
"Мертвые дочери"
Блистательный хоррор Павла Руминова "Мертвые дочери", снятый в нарочито урбанистических декорациях, понятных и близких многим зрителям в самых разных странах, вполне мог стать международным хитом. Безусловно, ленте требовалась "западная" адаптация, и на нее можно было рассчитывать, но локомотив проекта где-то свернул не туда – Руминов написал сценарий сиквела и придумал, как сделать свое и без того универсальное "проклятие" – Делай добро или умри! – еще более общедоступным, но ни ремейк, ни продолжение не вышли за пределы блокнотов автора сценария и режиссера.
"Майор"
На пример с "Майором" Юрия Быкова мне могут сказать: "Ну, вот же! Вот! По нему же сняли сериал в Голливуде!" Ага, формально так и есть. Но вы посмотрите криминальную драму "Семь секунд" и скажите мне, что в ней осталось от фильма Быкова. А я вам отвечу. Ничего. Сюжет "Секунд" скорее напоминает украденную и сильно переделанную идею, которой хватило только на завязку. Никого обвинять не хочу, но выглядит это так, будто Юрия обманули – дали немного денег, защитив себя юридически, но сделали не ремейк, а что-то свое.
"Невеста"
Несмотря на некоторое торможение в развитии, мне по-прежнему нравится то, что делает Святослав Подгаевский, и хотя лучшим его фильмом я все еще считаю "Пиковую даму", объективно, у "Невесты" шансов выстрелить на международном рынке больше. Так же рассудили авторы "Заклятия" сценаристы Кэри и Чад Хэйес, которым студия Lionsgate поручила адаптировать российский хоррор, в котором свадебная фата смешивается с могильным саваном. Впрочем, прошло 4 года, а новостей по этому поводу больше не появлялось – похоже, проект отправлен в долгий ящик.
Вот, собственно, и все, что достойно упоминания. Нет, разумеется, можно вспомнить мексиканское "Горько!", индийскую "Иронию судьбы", японского "Чебурашку" или анонсированный, но так и не сдвинувшийся с места ремейк нашей "Твари", который запланирован к съемкам в Южной Корее. Но это несколько иные рынки и совершенно несопоставимый уровень, поэтому при всех восторгах, аппетит они не утоляют.
Утолит ли его "Sputnik"? Думаю, нет. Это ведь только для нашего зрителя картина смотрится не только новаторским экспериментом, но и всегда актуальным (пусть и спорным) высказыванием на тему жестокости госорганов и главенства военных секретов над человеческими жизнями. Плюс атмосфера 80-х, всегда притягивающая дополнительное внимание, плюс ГУЛАГ – куда без него, плюс особая лагерная (и в сценах с заключенными, и в сценах с советским детдомом) эстетика. Не стоит даже рассчитывать на то, что всё это, придающее фильму уникальность, заинтересует Запад. Они безусловно перенесут сюжет в иные декорации, в иную страну, в иной ментальный уклад. А без этих капитальных стен конструкция просто рухнет.
Поэтому повторюсь – дело не пойдет дальше оглашения взаимной заинтересованности и декларации грядущего сотрудничества. "Спутник" всегда был только для нас. И когда летал в космос, и когда спасал от вируса, и когда выходил в кино. Другие могут на него посмотреть, но повторить – никогда.
Впрочем, это уже совсем другая история для совсем других каналов. А Киновед в штатском готовит для вас еще несколько текстов о любопытных новинках и ранее плохо изученных деталях классических лент. Вам нужно лишь подписаться, читать, смотреть, беречь близких, не болеть, и...
Увидимся в кино!