Полковник А.Л. Носович шпионил за «сатрапом Сталиным-Джугашвили». Пока тот его не арестовал.
Летом 1918 г. на юге России развернулись боевые действия красных и белых. Будущий Сталинград — Царицын — был важным опорным пунктом на Волге. Красным надо было отстоять его. В июне 1918 г. ВЦИК посылает сюда И. В. Сталина как уполномоченного по хлебозаготовкам. Он известен в партии как человек жесткий, решительный.
Но Сталину этой роли мало. Он стремится занять все политическое пространство в Царицыне, какое может. За этим процессом наблюдал «белый крот», полковник Анатолий Леонидович Носович, гвардеец и дворянин. Очерки Носовича о врагах публиковались в 1919 г.: никто еще не знал, кем будет тот или иной большевик, будь то Вацетис, Ворошилов или Думенко. Не знал и Носович, кем будет Сталин. Но в его описаниях Сталина уже видел политик, десять лет спустя зачистивший и подчинивший себе весь политический ландшафт СССР. Джугашвили подчинил себе и Царицын. Его действия в городе сильно походят на то, что он делал в 1920−30-е годы.
Но у его поползновений есть противники. Это военспецы, люди, поставленные Троцким, сотрудники военного комиссариата и штаба округа. Начав с ними конфликт, Сталин действует методами, которые еще не раз потом использует: «…в Царицыне вообще атмосфера сгустилась. Царицынская чрезвычайка работала полным темпом. Не проходило дня без того, чтобы в самых, казалось, надежных и потайных местах не открывались бы различные заговоры настоящие или мнимые. Все тюрьмы города переполнялись». Учитывая, кто автор этих строк, эту политику нельзя назвать лишенной здравых причин, врагов большевиков было много. Когда тюрем стало не хватать, тюрьмы устроили на баржах, стоящих посреди Волги.
В конце концов Сталину удалось подавить и свою личную оппозицию, и сопротивление горожан новой власти: «Настроение в городе было настолько подавленное, что никто не смел говорить о положении вещей. Всюду были сыщики и шпионы, так называемые […] «осведомители». В августе Сталин разгромил артиллерийское управление и штаб округа. От генералов до самых мелких клерков: все были арестованы и оказались на барже.
10 августа был арестован и Носович. Его «служба» не могла не вызвать подозрений. Троцкому пришлось приложить немало усилий, чтобы защитить от Сталина военспецов, и только три дня спустя Носовича и ряд других офицеров освободили и отозвали из города. В тот раз Носовичу удалось запутать большевиков и отделаться от обвинений в шпионаже, но он понял, что долго так не продержится. 24 октября 1918 г. он угнал служебный автомобиль, прихватил секретные документы, захватил одного комиссара в плен и перешел к Деникину.
Нельзя сказать, что сталинское управление Царицыном и его обороной было успешным. На фронте все шло плохо, и Сталина отозвали в Москву. Создание атмосферы страха и «чистки» военспецов не спасли Царицын от взятия его позже белыми (в июне 1919 г.; город удерживали до января 1920 г.), но Сталин «чистил» их ряды и дальше, на других фронтах.