Найти в Дзене

Формула-1: Когда моторы были большими...

А ведь они были большими. И нет, я не беру в расчёт времена, когда и компьютеры были большими: вполне достаточно отмотать назад два с небольшим десятка лет, и мы увидим во всей красе (а самое главное, услышим на записях тех лет) старые добрые трёхлитровые V10.

Пробирает! Вот прям до костей пробирает этот звук! И ведь здесь всего один, пусть и чемпионский, болид, а что творилось на трассе, когда гонке давали старт?

Немного мешает комментатор, но рёв моторов и его заглушает.

Почему я вообще вспомнил об этой эпохе? А вот, сравните старт 1999 года - со стартом 2021-го:

Как говорится, без комментариев. Ладно-ладно, маленький всё-таки добавлю: такое ощущение, что комментатор мог бы работать, стоя прямо рядом с трассой. Скажете, тут звукорежиссёр трансляции лучше сработал, "задавил" звук движков в пользу голоса из студии? Ну вот вам чистый звук моторов 2020 года - команды тренируют старт с питлейна:

На самом же первом отрывке - звук чемпионского Mercedes, стоящего на тогда ещё розовом Racing Point. Да-да, 22 года спустя после победного 1998 немецкие двигатели стали звучать именно так. А на видео ниже - я считаю, яркая иллюстрация обмана клиента. Болид замирает на старте, движок взрёвывает (пусть по-мотоциклетному, но всё же), зритель невольно подбирается: ну вот сейчас, вот сейчас оглохну!..

...и слышит унылое, какое-то бессильное "жу-жу-жу" (так и тянет сказать откровеннее, но где-то в уголке будет плакать один Дзен, а огорчать его не хочется... ладно, всё-таки скажу: унылое проявление метеоризма) от уезжающей вдаль машины. И это - с различными ухищрениями, повышающими громкость и пронзительность воя мотора. Что вспоминается при таком сравнении? Лично мне - вот это:

"Нет, ну прямоток-то уж точно поставлю, зуб даю!"
Фото взято из открытых источников
"Нет, ну прямоток-то уж точно поставлю, зуб даю!" Фото взято из открытых источников

Ах, Моська, знать, она сильна, что лает на слона. Да много всяких цитат и картинок можно к этой ситуации применить, и все будут в тему.

Вот и задумываюсь: что же это за прогресс такой, в результате которого мы получили:

  1. Болиды, звучащие как мопеды на максималках;
  2. Болиды, где обгон стал по большей части делом техники, а не гоночного искусства (DRS, рекуператоры);
  3. Болиды, которые влипают в трассу, что ты ни делай с техническим регламентом, а как следствие - к ним очень сложно подобраться сзади из-за бешеных воздушных вихрей за кормой машины;
  4. Пилоты, которые вынуждены ломать об колено гоночные инстинкты и учиться побеждать за счёт сохранения резины, экономии топлива и большего запаса энергии в рекуператоре, а не за счёт чистой скорости;
  5. Гонки, где в боксах управляют болидами, как в компьютерной игре: одну настройку поправят, другую, и так далее;
  6. Моторы и коробки передач на несколько этапов - мы помним, как команды снимали болиды с гонки ради экономии движков, как меняли их раньше окончания ресурса, чтобы получить штраф на обгонной трассе, а не там, где опередить гораздо сложнее. В результате комментаторам приходилось долго объяснять зрителям: вот этот получил штраф за замену, а этот нет, так как ему поставили один из ранее использовавшихся движков. И так далее, и тому подобное...
  7. 8,9... может, забыл что-то - подскажете?

Да, конечно, рекорды кругов. Их ставили каждый год по много раз. Болиды действительно мчатся по трассе. Но скажите, что больше нравится зрителям: ещё полторы секунды в минус с круга или напряжённая борьба на всех этажах пелотона в гонке?

Напомню, DRS ввели как раз потому, что аэродинамика болидов стала такой нежной, что обгоны в гонках свелись к минимуму. "Паровозики" в те годы были обычным делом, и для их создания подходил любой гонщик, а не только Ярно Трулли.

DRS - gives you wings
Фото взято из открытых источников
DRS - gives you wings Фото взято из открытых источников

При этом все прошедшие десятилетия ФИА громогласно заявляла, что делает всё ради повышения зрительского интереса и сокращения затрат для облегчения доли маленьких команд.

Да, DRS в какой-то степени принесла пользу по части зрелищности - хотя я считаю, что обгоны стали в значительной степени искусственными. Мы теперь знаем, где и когда ждать обгона в 90% случаев: паре пилотов надо доехать до зоны DRS с разрывом менее секунды. И тогда - смотрите, магия, магия! - обгоняющий сделает "неожиданный" мощный рывок. А до этого чаще всего будет смирно сидеть за спиной жертвы - в том числе потому, что если обогнать до зоны DRS, то можно тут же получить в ней контратаку. Ладно, от этого элемента, повторю, хоть какая-то польза.

А вот всё остальное...

Что такое гонки для зрителя? Это адреналин, это ожидание пилотажа на пределе, это ожидание бескомпромиссной борьбы от старта до финиша на грани возможностей пилота и техники. И, конечно, стратегия в боксах тоже играет роль, но не так, чтобы ломать кайф от просмотра: ну вот, опять "Физикелла, Алонсо быстрее тебя, Алонсо быстрее тебя".

А у нас уже даже сами пилоты просят: ну дайте нам сражаться от начала до конца, а не тошнить по трассе, сберегая мотор и резину! И ладно бы в пользу таких гонок выступали только зубры вроде Райкконена и Алонсо, прекрасно помнящие, как они гонялись - и обгоняли! - в молодости, когда на питстопах ещё и топливо доливали, а идея "экономить бензин и двигатель" вызвала бы гомерический хохот всего паддока.

"Флавио, мне тут приснилось, что я на трассе заднее крыло открываю и обгоняю с полпинка!
- Фернандо, ты лучше глаза открой: Кими впереди, а до финиша два круга!"
"Флавио, мне тут приснилось, что я на трассе заднее крыло открываю и обгоняю с полпинка! - Фернандо, ты лучше глаза открой: Кими впереди, а до финиша два круга!"

Но ведь и новое поколение - тот же Макс Ферстаппен - жаждет настоящей борьбы. Вроде бы нам её обещают с 2022-го... конечно, мне, как давнему поклоннику королевы автоспорта, хочется верить, но эти красивые слова уже столько раз произносились, что их звучание стало похоже на звук современных двигателей Ф1: безвкусный суррогат, да и только.

Впрочем, резкая смена регламента действительно способна смешать карты - по крайней мере, на год-два. А дальше всё зависит от того, позволит ли обновлённая техника вернуть тот накал страстей на трассе, который был при благословенных трёхлитровых V10.

P.S. И да, сделайте что-нибудь со звуком двигателей, пожалуйста.

#формула-1 #спорт #гонки #ностальгия #техника #фернандо алонсо #кими райкконен #V10 #mclaren #техника