Не секрет, что Адольф Гитлер был большим поклонником музыки Рихарда Вагнера и даже пытался её «приватизировать». В 1933-м году, когда Артуро Тосканини отказался дирижировать в Байройте, в британской газете Manchester Guardian вышла статья с заголовком: «Фестиваль Байройт 1933 с Гитлером в главной роли».
Но, возможно, фюрер восхищался лишь антисемитизмом Вагнера (который ни в коем случае не умаляет его композиторский гений), а на самом деле предпочитал другую музыку? Например, ту, которая в Третьем рейхе была под запретом.
В 2007-м году Александра Безыменская рассказала немецкому журналу Der Spiegel об уникальной коллекции пластинок, которую её отец, историк и писатель Лев Безыменский, вывез из Германии в 1945-м. Пластинки принадлежали Адольфу Гитлеру, и товарищ Безыменский, служивший военным переводчиком, обнаружил их в секретном бункере Рейхсканцелярии. Они были упакованы в ящики с пометкой «Führerhauptquartier» и, скорее всего, готовились к отправке в Бергхоф — резиденцию Гитлера в Баварских Альпах.
На каком основании капитан советской разведки присвоил себе этот трофей, и почему информация о коллекции всплыла только после его смерти? Науке это неизвестно. Но интересно другое — музыкальные предпочтения фюрера, как оказалось, откровенно противоречили его официальной позиции. В «плейлисте» Гитлера обнаружились записи исполнителей, которых министерство Геббельса подвергло остракизму.
Фюрер с удовольствием слушал пластинки австрийского пианиста еврейского происхождения Артура Шнабеля, преподававшего в Берлинской высшей школе музыке и покинувшего Германию в 1933-м году, сразу после прихода нацистов к власти. Или запись концерта Чайковского в исполнении Бронислава Губермана — еврейского скрипача, уехавшего из Вены за год до аншлюса и объявленного врагом Третьего рейха.
Выбор композиторов тоже оставляет вопросы. Помимо записей произведений Чайковского, которому в гитлеровской Германии полагалось бы носить нашивку в виде розового треугольника, в коллекции нашлись заигранные «до дыр» пластинки с музыкой других Untermenschen — Мусоргского, Рахманинова, Бородина. Всё это очень напоминает сцену из замечательного фильма «Помнить», в которой бывший блокфюрер Освенцима, который забыл даже своё настоящее имя, уверенно говорит, что есть три великих композитора — Мендельсон, Мейербер и Машковский.
Какие из этого следуют выводы? Решайте сами. Но не забывайте, что во все времена пропаганда использует одни и те же методы, а настоящее искусство не нуждается в господдержке и одобрении чиновников. Ставьте лайк, если было интересно. Успехов!