Найти тему
Архистория

Спасаясь от депрессии, он украсил свой дом стразами, в результате прославился как чудак и оригинальный художник

Для психологов и разных других человековедов эта история - хороший повод порассуждать на тему самоидентичности. Но у неё есть и другой контекст. Когда человек открывает в себе что-то новое, он далеко не всегда руководствуется одним лишь желанием прославиться или реализоваться. Порой за его действиями стоит банальное желание спастись от чего-то навязчивого и страшного. В случае с Лоем Боулином это было одиночество, избавление от которого и привело к маленькому культурному триумфу.

Лой в стенах родного дома
Лой в стенах родного дома

Этот дом стал музейной реликвией уже после смерти его хозяина. Но свою долю счастья и удовлетворения от созданного произведения художник всё-таки получил. Он создавал то, что любил сам, и главное - в этих стенах жил. Согласитесь, такие критерии тоже важны для оценки творчества.

... и на его крыльце
... и на его крыльце

Он родился в большой семье в сельской местности штата Миссисипи. 12 детей, которых воспитывали его родители, было не просто прокормить, об образовании и говорить нечего. Освоенная Лоем профессия автомеханика, считалась неплохим достижением. К сожалению, в период Великой депрессии, когда он обзавёлся собственной семьёй, даже "золотые руки" не были гарантией от нищеты. Как результат, к 1940 году из троих детей супруги потеряли двоих из-за болезни.

Великая депрессия обесценивала всё, кроме еды
Великая депрессия обесценивала всё, кроме еды

Боулины не сдавались и во время войны пытались найти счастье в других штатах, в частности, в Новом Орлеане, но в начале 50-х всё равно пришлось вернуться обратно. Безденежье и безработица не ослабляли своей хватки из-за чего в конце концов супругам и пришлось расстаться.

Для Лоя это стало потрясением. Одинокий и подавленный он даже угодил в психиатрическую клинику, где проходил электрошоковую терапию. Очевидно, лечение имело эффект, поскольку после выписки наш герой нашел в себе силы начать всё с нуля. Его новым местом жительства стал городок Маккомб, где Лой благополучно проработал автомехаником до самой пенсии в 1972 году.

Лой Боулин в зените славы
Лой Боулин в зените славы

Новый образ жизни стал для работяги не меньшим испытанием. Его одинокое существование отныне разбавляла только депрессия. Не помогало даже обращение к Богу. Но то, что оказалось не под силу всевышнему, неожиданно удалось разрешить с помощью музыки.

Хит Глена Кэмпбелла спас Лоя от одиночества
Хит Глена Кэмпбелла спас Лоя от одиночества

В середине 70-х певец Глен Кэмпбелл выпустил песню "Rhinestone Cowboy" ("Ковбой из горного хрусталя"), которая стала национальным хитом поп-музыки. И она же легла целебным бальзамом на исстрадавшуюся душу Лоя, заставив его поверить в собственные силы и возможность личностной трансформации. Он буквально примерял на себя образ песенного персонажа и с энтузиазмом взялся создавать его прототип в реальной жизни.

Костюмы Лоя Боулина
Костюмы Лоя Боулина

Для начала был куплен оранжевый костюм из атласа. Затем Лой расшил его с помощью стразов, блёсток и другой сверкающей фурнитуры самым причудливым образом. То же самое произошло с ковбойской шляпой и сапогами. А завершающим штрихом стали очки, которым мог бы позавидовать даже Элтон Джон. Когда в таком прикиде пенсионер вышел в свет, народ восторженно приветствовал его возгласами: "Да это же ковбой из горного хрусталя!"

Лой за рулём свого кадиллака
Лой за рулём свого кадиллака

У новоиспеченного кутюрье буквально выросли крылья. Впоследствии он сшил разноцветные костюмы для каждого дня недели. А с помощью друга украсил их не только мишурой, но и вполне себе художественными элементами. Так на одной из курток появился портрет Лоя на лошади, другую украсил цветок магнолии, а третья ознаменовалась надписью "Иисус спасёт!" Но даже после столь изобретательных перфомансов образ настоящего американского ковбоя был бы не полным, если бы он не восседал за рулём какого-нибудь лимузина. Пришлось пенсионеру раскошелиться на старенький кадиллак и, естественно, украсить его в таком же стиле - стразами и блёстками.

Лучезарная улыбка Лоя стала еще более заметной после появления искусственной челюсти
Лучезарная улыбка Лоя стала еще более заметной после появления искусственной челюсти

В таком виде Лой каждый день отправлялся на городскую площадь Маккомба или в расположенный там же торговый центр и устраивал настоящее шоу. В программе были танцы, анекдоты, кантри-мелодии на губной гармошке и продажа собственных фотографий.

Местная публика охотно реагировала на подобную эксцентричность и не скупилась на центы в фонд поддержки одиного чудака. Правда, после нескольких лет выступлений, которыми заполнялось не только зияющее пустотой городское пространство, но и шумные гульбища местных ярмарок и фестивалей, свежесть боулиновского персонажа несколько поблекла. Он это чувствовал и всё чаще оставался дома вместо того чтобы идти забавлять публику.

Дом, который создал Лой
Дом, который создал Лой

Казалось, меняющийся ритм жизни и изрядно наскучившие четыре стены должны были неизбежно воскресить тревожные признаки депрессии. Но случилось ровно наоборот. Лой нашел новую сферу для применения своих талантов. Собственный дом он тоже решил украсить стразами. И это был уже не бред и не выходки в духе фрик-шоу, а по-настоящему художественный акт. Тем более, что за дело он взялся с уже зарекомендовавшей себя скрупулёзностью и прилежанием.

Спальня Лоя со стразами
Спальня Лоя со стразами

Комната за комнатой на каждой более-менее значимой поверхности Лой наносил краски, блёстки, коллажи, орнаментальные украшения, добившись в конце концов калейдоскопического эффекта. Очередной сверкающий проект получил даже название - "Прекрасный дом святого драгоценного камня".

-11

Постепенно сюда начали захаживать любопытные, а хозяин был только рад. Он приветствовал их, предлагая специальные сувениры по сходной цене. И всем опять стало интересно и весело.

-12

Победа над одиночеством приобрела уже на обратимой. Но пожилой эксцентрик старался держать в тонусе не только себя, но и окружающих. Даже такая тривиальная процедура как замена зубов в его исполнении мало чем отличалась от перформанса. В зубные протезы Лой вживил стразы, сделав еще более лучезарной свою улыбку.

Центр искусств Джона Колера
Центр искусств Джона Колера

Наверное, после смерти непоседливого Старика в 1995 году воспоминания о его делах и поступках тоже протянули бы недолго. Дом по-прежнему привлекал внимание, но пустовал и быстро ветшал. Хибару без сожаления пустили бы под снос, Если бы не интерес художницы и коллекционера из Хьюстона Кэти Эмде. Это она выкупила его и передала в Центр искусств Джона Колера в штате Висконсин, где сооружение было восстановлено уже в качестве отдельных экспонатов. Так вроде бы ничем не примечательная судьба оставила свой яркий след в искусстве, которое почему-то называют искусством аутсайдеров.