Найти в Дзене
Новый драматический театр

Воскресшая («Настасья Филипповна» в МНДТ)

Оглавление

К 200-летию со дня рождения великого русского писателя

Опыт импровизации по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» — уникальный #спектакль, аналогов которому на современной сцене не существует. Режиссёр-постановщик, художественный руководитель Нового театра Вячеслав Васильевич Долгачёв взял за основу идею Анджея Вайды — разыграть историю жизни и смерти Настасьи Филипповны силами двух актёров, исполняющих #роли князя Мышкина и Парфёна Рогожина. Текст романа, воссоздаваемый через взаимодействие двух персонажей, с одной стороны, «сжимается», так как действие предельно концентрируется; с другой — разворачивается в экзистенциальную глубину и метафизическую высоту…

Первая редакция спектакля, М. Калиничев - Мышкин
Первая редакция спектакля, М. Калиничев - Мышкин
«Мы выходим на зрителя, зная только начало спектакля и его конец, обусловленный финальными страницами книги, — ночь после убийства Настасьи Филипповны. Всё же, что происходит между этими двумя точками (история взаимоотношений трех главных героев), реконструируется актёрами в вольной композиции […]. Каждый из двух героев может повернуть сюжет в любой момент действия и в любую сторону истории. Можно сказать, каждый спектакль будет единственным, созданным на глазах зрителей, с неизвестной продолжительностью» (В. В. Долгачёв)

Михаил Калиничев (Парфён Рогожин)

Работа над спектаклем и начиналась, и шла очень интересно. Сначала Вячеслав Васильевич показал нам инсценировку Вайды, как это делали это в Польше — тоже опыт #импровизации. Они сыграли 25 спектаклей по той же схеме, что и мы играем сейчас, а потом пришли к одному варианту, записали его — и только его и играли. Нам же #режиссер предложил иную вещь: чтобы импровизация была постоянной… в этом весь кайф, весь интерес этой работы! Вначале я играл Мышкина, теперь Рогожина. Нам с партнёром пришлось по три раза перечитать роман, чтобы знать его чуть ли не наизусть целиком, потому что мы составляли композицию буквально «вручную». Вытаскивали все сцены с нашими героями, всё-всё, что было связано с этими людьми — Рогожиным, Мышкиным, Настасьей Филипповной и теми, кто вокруг них. Перед премьерой тоже где-то 25 спектаклей сыграли, а потом были блоки…

Михаил Калиничев - Рогожин
Михаил Калиничев - Рогожин

Помню, мы ездили на #гастроли в Портленд, там было заявлено 5 спектаклей. Так как мы играли с субтитрами для американцев, слева текст Рогожина, справа слова Мышкина, нужно было придумать единственную версию. Ехали мы и думали: «Поймут ли они хоть что-нибудь?!» Но после первого же спектакля — овации… (Смеётся). В Америке принято, что актёр выходит на поклон только один раз. Мы тоже вышли, поклонились, они хлопают, понемногу стихают, и я говорю партнёру: «А давай-ка порушим традицию! Поклонимся по-русски!» И мы вышли на второй поклон. Они были удивлены, зааплодировали опять, а мы вышли в третий раз и в четвёртый… Вообще, спектакли шли успешно. Перед последним показом нас устроители гастролей повезли на Тихий океан. Пока мы отдыхали, они звонят директору по телефону, и мы чувствуем, что-то не то, расстройство какое-то… Оказалось, огромное количество зрителей не успевали уже посмотреть наш спектакль. Видимо, сарафанное радио сработало, и было очень много заявок. Организаторы пожалели, что сделали всего 5 показов…

Забавно, что пятый, последний спектакль мы, по просьбе американцев, играли уже без субтитров, полностью импровизированную версию. Им хотелось посмотреть, как это делается в России. И мы отыграли! Идём через фойе, #зрители не расходятся, стоят, обсуждают, выпивают шампанское. Так как был уже последний показ, мы решили с ними поболтать. Подошёл один зритель и говорит: «Я ходил на все представления, и сегодня так боялся, что не будет финального монолога, так ждал его!..» Вот так мы показали в Штатах настоящую русскую импровизацию.

Евгений Рубин - Мышкин
Евгений Рубин - Мышкин

Евгений Рубин (Лев Мышкин)

Наверное, я скажу банальную фразу, которая уже навязла в зубах, но именно в связи с Достоевским, и тем более на сцене — она мне кажется уместной и правильной. Это очень глубокий автор, и его произведения неисчерпаемы для актёра. Чтобы с ними справиться и погружаться в эту глубину, нужно научиться хорошо задерживать дыхание. А так как погружение должно быть стопроцентным, приходится нырять и нырять… В плане масштаба эта неизведанность и богатство смысла сопоставимы для меня только с Чеховым. Всегда происходит какое-то новое открытие — каждый раз! И без этого никак… Каждое погружение — словно исследование дна Марианской впадины. А если ты ошибёшься, или того хуже, безответственно отнесёшься к работе, то тебя «раздавит» как актёра, словно толщей воды, буквально на глазах у зрителя. И всё. И ты потонул… сиюминутно, одномоментно. Ты не справился, провалился, и всем стало скучно.

Не могу не упомянуть, как мне помогает партнёр. Миша всегда меня концентрирует на задаче, и если вдруг куда-то меня несёт, начинаю барахтаться — он подхватит и протянет руку. В таком материале партнёр очень важен, а тем более, партнёр думающий, опытный, талантливый, который знает и понимает больше, чем ты. Достоевский писал, зная больше, чем ты… Партнёр твой на сцене знает больше, чем ты. Режиссёр знает больше… (Смеётся). Если серьёзно, это помогает, ты чувствуешь поддержку и опору.

Мне всегда казалось, что в школе, когда по программе изучают классику, осознать всю глубину такой литературы невозможно. Дело не в том, что рано читать Достоевского, Чехова, Лермонтова… нет, просто когда преподают неосторожно, это может навредить. Надвигается на тебя что-то массивное и тяжёлое, а ребёнку хочется лёгкости и веселья. Возникает сопротивление, хочется быстро сдать и забыть, отложить в сторону… и потом, из-за школьных ощущений, ты уже к этим книгам не возвращаешься. Поэтому я безумно благодарен театру — во мне воскресло желание читать эту великую многогранную литературу, и делиться ею со зрителями.

Увидеть спектакль "Настасья Филипповна" можно на сцене "Мастерская" Нового Драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2)
Заказ билетов по телефону +7 (499) 182-03-47

👉 Дорогие наши постоянные зрители! Очень просим вас рассказывать о нашем канале знакомым и друзьям! Это можно сделать путем репоста наших записей. И помните, что каждый ваш лайк - это привлечение новой аудитории в МНДТ! Спасибо! 😉