В 1972 году Black Sabbath находились на волне успеха. Причем как коммерческого, так и творческого. В 70-е группа ворвалась так же стремительно, как чуть позже взлетела на вершину рок-музыкального Олимпа тех лет: в первый же год десятилетия вышли альбомы "Black Sabbath" и "Paranoid", которые мгновенно превратили никому не известных новичков в главных архитекторов хэви-метала и довольно быстро были признаны классикой. Успех был закреплен пластинкой "Master of Reality" 1971 года, ничем не уступавшей предыдущим и даже получившейся еще более тяжелой. Между всем этим, Black Sabbath покорили Америку и стали зарабатывать баснословные деньги.
И вот наступил 1972 год - время, которое я считаю "золотым" периодом Black Sabbath. До творческого кризиса, наметившегося годом позже, музыкантам было еще относительно далеко: они были полны новых идей, энергии, а пристрастие к наркотикам еще не успело завести их в дремучие дебри. Поэтому к написанию очередного альбома парни приступили легко и непринужденно, оставаясь полностью уверенными в собственных силах.
Четвертый студийный альбом Black Sabbath, в итоге получивший название в честь своего порядкового номера - "Vol. 4" - вышел 25 сентября 1972 года и, хоть не показал тех же результатов, что предыдущие работы, все же был достаточно успешен. Свое личное отношение к нему я опишу в конце статьи, а сначала приведу несколько фрагментов, повествующих об истории его создания, так как обстоятельства, при которых записывался альбом, были достаточно интересными.
Опираться я главным образом буду на книгу Оззи Осборна "Оззи. Автобиография без цензуры".
"К лету 1972 года <...> мы вернулись в Америку. На этот раз записывать новый альбом, который решили назвать «Snowblind» в честь нашей новой любви — кокаина. К этому времени я вбивал по ноздре столько порошка, что приходилось выкуривать не меньше пакета травы в день, дабы избежать разрыва сердца.
Мы остановились в доме номер 773 на Страделла-роуд в Бель-Эйре, арендованном особняке 1930-х годов со свитой горничных и садовников. Дом принадлежал семье Дюпон, в нем было шесть спален, семь ванных комнат, кинотеатр (в котором мы писали песни и репетировали), а позади дома находился стоявший на сваях бассейн, из которого открывался вид на леса и горы. За все время мы ни разу не выходили из дома. Выпивку, наркотики, еду, девчонок - всё доставляли прямо туда. В хороший день в каждой комнате было по миске белого порошка и по ящику бухла, а всюду тусовались какие-то приблудные рокеры и девушки в бикини — в спальнях, на диванах, на улице на шезлонгах — и все угашенные, как и мы.
Осмыслить количество кокса, принятое в этом доме, практически невозможно. Мы обнаружили, что под порошком каждая мысль, каждое слово, каждое предложение становилось самым сказочным и удачным в твоей жизни. В какой-то момент мы принимали столько этой дряни, что пришлось доставлять ее два раза в день.
<...>
Мы валяли дурака в доме номер 773 на Страделла-роуд так, что удивительно, как вообще что-то сочинили. Одним коксом мы там не ограничивались. С пивом тоже был полный порядок".
И действительно, по музыке и общей атмосфере "Vol. 4" получился самым "наркоманским" альбомом Black Sabbath из всех. Особую дерзость пластинки чувствуешь начиная с обложки и ее цветовой гаммы и заканчивая жесткими прямолинейными риффами песен. Но у многих возникнет вопрос: неужели в подобном состоянии можно сочинить нормальную музыку?
Как ни странно, можно. Во-первых, насчет веществ Black Sabbath и раньше никогда не были чисты (вспомним гимн марихуане "Sweet Leaf") - теперь это просто приняло большие масштабы и стало явным. А, во-вторых, наркотики при всей их пагубности в долгосрочной перспективе, на момент записи "Vol. 4", видимо, подстегнули музыкантов и помогли им сконцентрировать свои силы. Подтверждением тому вновь служат слова Осборна:
"Несмотря на всю эту катавасию, с точки зрения музыки несколько недель в Бель-Эйре оказались для нас самыми продуктивными. Что до меня, то я считаю, что «Snowblind» — один из лучших альбомов Вlаск Sabbath, но звукозаписывающая компания не дала нам оставить название. Кокаин в то время был очень серьезной проблемой, а они не хотели скандалов. Ну, не спорить же из-за этого.
Поэтому, записав новые песни на студии «Record Plant» в Голливуде, от «Snowblind» пришлось отказаться, и альбом вышел под названием «Vol. 4». Зато нам удалось оставить наглые отсылки к кокаину во вкладыше в конверт пластинки. Если присмотреться внимательно, то там можно найти благодарность «великой лос-анджелесской компании «КОКС-Кола».
И это правда — альбом многим обязан кокаину.
Когда я слушаю песни вроде «Supernaut», то почти чувствую его вкус. Весь альбом звучит так, будто ты ушами втянул пару дорожек. Фрэнк Заппа как-то сказал мне, что «Supernaut» — одна из его любимых рок-н-ролльных песен всех времен, потому что в ней чувствуется адреналин. Мы словно парили в космосе. К этому времени прошло уже два года с тех пор, когда нашим величайшим достижением была фраза «А вот в Карлайле вы дали огня!». Теперь у нас было больше денег, чем у королевы, — во всяком случае, мы так думали. Было три хита в чартах, поклонники по всему миру и столько бухла, наркотиков и девчонок, сколько мы только могли пожелать.
Мы были не на седьмом небе. На восьмом и выше".
Добавлю только то, что "Supernaut" являлась также любимой песней Black Sabbath у Джона Бонэма, барабанщика Led Zeppelin. Ну и на мой скромный вкус, данная композиция - одна из лучших у группы.
"Но мы по-прежнему были преданы своей музыке. В первую очередь, мы создавали ее для себя, а потом уже для всех остальных. Если другим тоже понравится — отлично, это приятный бонус. Именно так у нас получались песни вроде «Changes», которые не похожи ни на что, сочиненное до этого. Когда люди слышат о группе Black Sabbath, то сразу думают только о тяжелом саунде. Но для нас это было нечто большее — особенно когда мы начали уходить от черной магии и прочего дерьма. «Changes» появилась так: Тони сел за пианино и придумал красивый рифф, я напел мелодию, а Гизер написал душераздирающий текст о разрыве, который Билл тогда переживал со своей женой. Я считаю эту песню блестящей с тех самых пор, как мы впервые ее записали.
Я слушал ее снова и снова. И до сих пор слушаю: если она заиграет у меня в iPod, я до конца дня буду сводить всех с ума, напевая ее".
"Changes" без каких-либо "но" - композиция прекрасная и уникальная. Но что самое интересное: казалось бы, такой тяжелый и бескомпромиссный альбом с боевиками по типу "Supernaut" или "Tomorrow's Dream" практически наполовину вышел экспериментальным и необычным. Помимо вышеуказанных типичных для группы песен, на пластинке можно также встретить непонятный набор звуков "FX", инструментальную зарисовку "Laguna Sunrise", сочиненную Тони Айомми под впечатлением от увиденного пляжа "Лагуна Бич" в Калифорнии, и уже упомянутую "Changes".
Разумеется, подобные эксперименты (в частности "FX", которая возникла после курения гашиша) были вызваны отнюдь не ясным сознанием. И в какой-то момент наркотики ожидаемо стали для Black Sabbath не стимулятором, а преградой на пути их творчества.
"Удивительно, как быстро мы подсели на кокс. Дошло до того, что мы вообще ничего не могли без него делать. Потом и с ним ничего не могли. Когда я, наконец, понял, что травы недостаточно, чтобы успокоиться после кокса, то стал принимать валиум. Ну а потом постепенно пришел к героину. Слава богу, он мне не понравился. Гизер тоже попробовал. Ему героин чертовски понравился, но, к счастью, у Гизера разума хватило. Он не хотел подсесть на эту дрянь. Фрэнку, нашему помощнику, не так повезло — в конце концов героин его погубил. Я уже много лет не получал от Фрэнка вестей и, честно говоря, сильно удивлюсь, если он еще жив. Очень на это надеюсь, но, как правило, когда ты подсел на героин — это КОНЕЦ.
Во время работы над альбомом «Vоl. 4» иногда мы были в такое говно, что вообще ничего не соображали. У Билла такой момент наступил во время записи «Under the Sun». К тому времени, когда ему удалось хорошо записать партию ударных в песне, мы уже переименовали ее в «Everywhere Under the Fucking Sun». Потом бедный парень слег с гепатитом и чуть не умер. Гизер попал в больницу из-за проблем с печенью. Даже Тони выгорел. После окончания работы над альбомом мы выступали в «Hollywood Bowl». Тони нюхал кокс буквально днями напролет. Мы, конечно, тоже, но Тони явно перешел черту. Порошок меняет твое восприятие реальности. Ты начинаешь видеть то, чего нет. И Тони был совершенно потерян. Ближе к концу концерта он ушел со сцены и просто рухнул.
«Сильное истощение», - сказал врач.
Ну, назовем это так".
Конечно, кокаин не уничтожил группу и, уж тем более, не убил ее творческий потенциал. После разрушительно-гедонистического периода создания "Vol. 4" в Бель-Эйре Black Sabbath ждало еще много свершений: альбомы "Sabbath Bloody Sabbath", "Sabotage", "Technical Ecstasy", которые не только встали в один ряд с пластинкой 1972 года, но и на голову превзошли ее. Однако существенное влияние наркотики на коллектив все же оказали. Кто знает, возможно проблемы с сочинением новых риффов, постигшие Тони Айомми при работе над "Sabbath Bloody Sabbath", общее напряжение в группе периода записи "Sabotage", дополненное к тому же конфликтом с менеджментом, а также неприятности с алкоголем у Оззи во время создания "Technical Ecstasy" - следствие того кокаинового угара, что сопровождал Black Sabbath в Лос-Анджелесе в начале 70-х.
И теперь пора мне выразить собственное отношение к "Vol. 4". Несмотря на шокирующие истории о его создании, я считаю данный альбом замечательным. Как я уже говорил, он был выпущен в "золотое" для Black Sabbath время, и на нем группа предстала в своем расцвете: выдала довольно бодрый, я бы даже сказал, "мажорный" саунд, блистательные риффы, показала другие грани своего творчества и подарила мощный заряд энергии. Да, Оззи был прав - диск как будто пропитан кокаином, и, слушая его, чувствуешь его вкус. Но, думаю, невозможно отрицать, что такая музыка сносит голову. А уж как, и главное под чем, она была написана - дело второе.
Скажу честно: лучшим альбомом Black Sabbath "Vol. 4" я не считаю. Но если "Paranoid" самый классический, "Master of Reality" и "Sabotage" самые тяжелые и яростные, а "Sabbath Bloody Sabbath" наиболее экспериментальный альбом группы, то "Vol. 4" - определенно самая безбашенная, необузданная, смелая и вызывающая работа группы. И за это ее однозначно можно поставить в ряд великих.
А что вы думаете о "Vol. 4"? Пишите свое мнение об альбоме в комментарии и ставьте лайк, если понравилась статья.
Читайте также:
Как Тони Айомми из Black Sabbath в 1968 году чуть было не стал постоянным гитаристом Jethro Tull
6 самых нетипичных песен Black Sabbath, которые уж точно не назовешь хэви-металом