Найти в Дзене
Top of the Rocks

Как Тони Айомми из Black Sabbath в 1968 году чуть было не стал постоянным гитаристом Jethro Tull

Black Sabbath и Jethro Tull. Казалось бы, что может быть общего у этих двух великих британских рок-групп? Причудливый прогрессив с налетом фолка и флейтой и яростный мощный хэви-метал. Действительно, в музыкальном плане точек пересечения у них не так уж и много. Но объединяет эти до того разные музыкальные коллективы, пожалуй, только одно - Тони Айомми, который, помимо своей деятельности в Black Sabbath, благодаря которой он стал известен каждому любителю тяжелого рока, на заре карьеры успел некоторое время поиграть еще и в Jethro Tull. Более того, попав в группу Иэна Андерсона, Айомми рассматривался в ней не как временный сессионный музыкант, а как потенциально основной гитарист.

Так как же вышло, что будущий повелитель гитарных риффов и "крестный отец хэви-метала" оказался в группе, весьма далекой от подобного музыкального направления, хоть и провозглашавшей, что флейта - тоже тяжелый инструмент?

Начнем с самого начала. 1968 год. Группы под названием Black Sabbath еще не существует, несмотря на то что все ее четверо участников уже играют вместе. Есть лишь ее чудаковато-несуразный прототип Polka Tulk Blues Band, исполнявший немного утяжеленный блюз вместе с саксофонистом и слайд-гитаристом. Впрочем, эти двое в группе так и не приживутся и скоро отпадут, а сам коллектив сменит название на более емкое Earth и в нем останутся лишь четверо будущих каноничных блэксаббатовцев - Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд.

Осборн и Батлер знали друг друга по совместной работе в Rare Breed, куда Гизер пригласил Оззи, увидев его знаменитое объявление на витрине музыкального магазина "Оззи Зиг ищет группу". Айомми и Уорд аналогично играли вместе в Mythology. Но к 1968 году ни та ни другая группа уже не функционировала: Гизер Батлер на время оставил музыкальную деятельность, так как его повысили на его основной работе бухгалтером, а участников Mythology арестовали за хранение марихуаны, что мгновенно уничтожило репутацию многообещающей группы. Ее главной звезде Тони Айомми и так ранее приходилось сталкиваться с неприятностями: несколькими годами ранее, работая на сталелитейном заводе, он потерял кончики двух пальцев, благодаря чему чуть было вообще не бросил музыку. А тут еще и это...

Что Осборн, что Айомми, что Батлер, что Уорд находились в то время на мели и не видели каких-либо перспектив для дальнейшего развития. Поэтому, чтобы получить хотя бы призрачную надежду на светлое музыкальное будущее, они остро нуждались друг в друге. Из осколков Rare Breed и Mythology и была составлена будущая легендарная Black Sabbath.

Black Sabbath в ранние годы ~ 1968-1969
Black Sabbath в ранние годы ~ 1968-1969

Естественно, дела у Earth поначалу шли не особо хорошо. Парни все так же нищенствовали и хватались за любое предложение дать концерт, которое им поступит, выступая где только можно: в клубах, барах, актовых залах и т.д. Однако к тому времени они уже один раз пересеклись с Jethro Tull. И эта встреча стала для них судьбоносной.

Чтобы лишний раз выйти на сцену перед публикой, Тони Айомми и команда любили приезжать на чужие концерты в надежде на то, что группа, которую все ждут, по какой-то причине не появится, и тогда новички Earth смогут ее заменить. Такое случалось крайне редко, но именно подобная ситуация произошла в 1968 году с Jethro Tull, у которых по пути на один концерт сломался автобус. Будущие Black Sabbath были тут как тут и с радостью выступили вместо задержавшихся Jethro Tull. Публика была этим крайне недовольна, и, помимо разъяренных криков, в музыкантов в первые минуты летели стеклянные бутылки. Но чуть позже тяжелые блюзовые номера и пение бешеного вокалиста смогли заинтересовать слушателей, и они приняли Earth. Через некоторое время в толпе можно было даже разглядеть самого Иэна Андерсона, который добрался до открытой площадки автостопом и завороженно наблюдал за выступлением наглых самозванцев. Тогда-то он впервые и приметил перспективного гитариста Тони Айомми.

После того выступления вместо Jethro Tull о группе Earth узнало гораздо большее количество человек. Коллектив стали приглашать на различные другие концертные площадки и звать в клубы. О них заговорили, причем не только обычные слушатели, но и музыкальные менеджеры. В конце концов, взять Earth под свое крыло захотел основатель компании "Big Bear" и владелец клуба "Henry's Blues House" Джим Симпсон. Казалось, для того чтобы начать купаться в лучах славы, оставалось сделать всего лишь один шаг...

Но внезапно Тони Айомми заявил, что уходит из группы. И не куда-либо, а в Jethro Tull.

Jethro Tull в 1969 году: Гленн Корник, Иэн Андерсон, Клайв Банкер, Мартин Барр
Jethro Tull в 1969 году: Гленн Корник, Иэн Андерсон, Клайв Банкер, Мартин Барр

В Jethro Tull тем временем кипели свои страсти. 1968 год. Образованная годом ранее группа только начинает восхождение на вершину музыкального Олимпа. До этого дела у Jethro Tull шли не лучше, чем у прото-Black Sabbath: музыканты прозябали в безвестности и слонялись от одного клуба к другому, редко выступая дважды в одном месте. Но вот в 1968 году выходит их дебютный альбом под названием "This Was", и на Jethro Tull наконец-то обращают внимание. Группа вызывает интерес у слушателей прежде всего своей музыкой - стандартная для рок-н-ролла гитара и флейта довольно необычное сочетание - а также не в последнюю очередь благодаря замысловатым философским текстам и чудаковатому, но харизматичному фронтмену Иэну Андерсону. Довольно быстро Jethro Tull становится одной из самых заметных молодых групп Англии.

Дебютный альбом Jethro Tull "This Was", 1968 (переиздание в честь 50-летнего юбилея)
Дебютный альбом Jethro Tull "This Was", 1968 (переиздание в честь 50-летнего юбилея)

Добавляло ложку дегтя в эту бочку меда лишь одно. Дебютник "This Was" был полностью записан в блюзовом и слегка джазовом ключе, и гитарист первого состава Мик Абрахамс хотел и дальше двигаться исключительно в блюзовом направлении, в то время как Иэн Андересон настаивал на том, что группе необходимо расширять музыкальные рамки. В результате в Jethro Tull произошел конфликт, Абрахамс покинул состав, и под самый конец 1968 года коллектив остался без гитариста. Тут-то Иэн Андерсон и вспомнил о Тони Айомми, которого видел на сцене примерно пару месяцев назад.

Получив приглашение стать участником Jethro Tull, Айомми просто не мог от него отказаться. Безуспешно пытаться пробиться к славе со своим собственным коллективом и вдруг получить приглашение присоединиться к уже известной группе было большим везением. Поэтому без раздумий (но и не без сожаления) Тони сообщил Earth, что уходит.

Остальные участники понимали, что на данный момент с Jethro Tull перед Айомми открывается гораздо больше перспектив. "Тони. Это чертовски здорово, приятель. Это то, чего ты всегда хотел" - сказал тогда Оззи. "Поздравляю, Тони" - похлопал его по плечу Гизер. "Да. Если кто-то этого и заслуживает, то ты. Надеюсь, они знают, насколько им повезло" - закончил Билл.

Хотя внутри каждый из них буквально разрывался от отчаяния и безысходности, ведь в то же время все трое осознавали, что без Айомми их карьеру можно считать завершенной.

Между тем Тони влился в Jethro Tull, и в обновленном составе группу уже ждало первое выступление - на шоу "Рок-н-рольный цирк Роллинг Стоунз", которое должно было состояться 11 декабря 1968 года и куда в числе всего нескольких других групп была приглашена Jethro Tull. Она была даже удостоена чести открывать данное необычное представление и, признаться честно, идеально вписалась во весь этот цирковой антураж: участники шоу выступали на небольшой цирковой арене под куполом, а зрители были одеты в яркие пестрые костюмы.

Иэн Андерсон, облаченный в потрепанное темное пальто, смешным голосом исполнял "A Song for Jeffrey", а в этот момент Тони Айомми в белой шляпе стоял чуть правее и играл на таком же белом "фендере", в будущем для себя совсем не свойственном. Впрочем, игрой Айомми в Jethro Tull насладиться все равно не получится - живьем во время записи звучали только голос и флейта Андерсона.

Смотреть на Тони Айомми в составе Jethro Tull очень забавно. На фоне неутомимого лицедея Иэна Андерсона, энергичного басиста Гленна Корника и вальяжного барабанщика Клайва Банкера он выглядел в обоих смыслах белой вороной. За весь номер он почти не сдвинулся с места и не поднял голову, так что его лицо можно было разглядеть с большим трудом. В общем и целом, он выглядел каким-то зажатым и скованным, словно находящимся не в своей тарелке. Наверное, потому, что уже на первом выступлении Тони Айомми смотрелся в новой группе инородно, он не продержался в Jethro Tull долго. Шоу "Рок-н-рольный цирк Роллинг Стоунз" - первый и последний раз, когда Айомми играл с Jethro Tull на публике. К счастью, данный единственный раз был снят на камеру, что дает нам возможность стать свидетелями этого по-настоящему уникального момента сегодня.

Тони Айомми ушел из Jethro Tull спустя несколько дней после шоу Роллинг Стоунз, в декабре 1968-го, таким образом пробыв в составе группы всего пару недель. Причины тому назывались самые разные: то ли Айомми был выгнан из-за слишком сильного пристрастия к марихуане, то ли не сошелся с Андерсоном характером. Сам же Тони впоследствии отзывался об Иэне положительно и говорил, что просто не желал работать на кого-то другого, а всегда хотел развивать свой собственный коллектив:

"Я хотел быть частью группы, в которой всё делается сообща, а не быть приглашённым в состав, где всё уже решено"

Так или иначе, Айомми вернулся к своим прежним коллегам, и группа Earth была возрождена. До ее окончательного переформатирования в Black Sabbath оставалось совсем немного.

Black Sabbath, 1969 г.
Black Sabbath, 1969 г.

Пути Тони Айомми и Jethro Tull разошлись, и каждый из них пошел своей дорогой. Впереди всех их ждало большое будущее.

На смену Айомми в Jethro Tull был приглашен гитарист Мартин Барр, который, наконец, закрепился в группе надолго: он являлся ее главным гитаристом с 1969 года вплоть до недавнего времени. По своему "долгожительству" в Jethro Tull Барр уступает разве что только самому Иэну Андерсону. Именно с ним были записаны все великие альбомы группы: "Stand Up", "Aqualung", "Thick as a Brick" и др.

Ну а по поводу Black Sabbath какие-либо комментарии, думаю, вообще излишни. Их ждало еще больше грандиозных свершений, перечислять которые уж точно не в этой статье. По сравнению с ними, выступление Тони Айомми в "Рок-н-рольном цирке" вместе с Jethro Tull покажется каким-то нелепым недоразумением.

Хотя как посмотреть. Вполне возможно, без этих двух недель, проведенных в компании Андерсона, Айомми так и не осознал бы истинную ценность своей собственной группы.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: