Представим любую металлическую рок-группу. Что первым придет на ум? Наверняка, перед глазами сразу же предстанут устрашающего вида брутальные мужчины в темных кожаных куртках, с шипами на руках и ногах, с цепями и буквально пышущие тестостероном. Таково современное представление об облике стандартной металл-команды, а также вообще обо всей субкультуре металлистов и смежных с ней субкультурах байкеров, панков и т.д.
Но что удивительно, выглядели исполнители тяжелой музыки так не всегда, а нацепили кожаные куртки и штаны намного-намного позже возникновения металла, который, как известно, появился в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века.
На протяжении всех 70-х металл и хард-рок вообще особо не разделялись, а уж в них был кто во что горазд. Те группы, которые принято считать родоначальниками тяжелой музыки, могли одеваться и в облегающие цветастые костюмы, и в обычные майки с джинсами. В общем, единства никакого не было. А уж Black Sabbath, которых называют "крестными отцами хэви-метала", вообще не подавали каких-либо признаков причастности ко всей этой металлической эстетике, потому что тогда ее попросту не существовало. Тони Айомми любил выступать в куртке с бахромой, а Оззи Осборн мог появиться на сцене буквально во всем: от белого костюма до нелепых цветастых одеяний, как, например, на концерте "California Jam", где будущий князь тьмы больше напоминал эльфа.
Все изменила британская хэви-метал-группа Judas Priest, которая оказала колоссальное влияние на жанр не только своей музыкой, но и внешним видом, сценическим обликом. Именно Judas Priest стали впервые появляться перед зрителями в черных кожаных куртках, с цепями, шипами и металлическими заклепками на одежде. Впоследствии этот брутальный притягательный имидж был позаимствован другими похожими группами от ранних Iron Maiden до Motorhead, а также перекочевал в культуру поклонников металла и байкеров. Вокалист Judas Priest Роб Хэлфорд даже выкатывался на сцену на огромном мотоцикле фирмы Harley-Davidson, что позже стало неотъемлемой частью любого шоу группы.
Эпичный выезд перед исполнением песни "Hell Bent For Leather", 1982 г.
Собственно, он-то и ввел в Judas Priest моду на кожу. И позаимствовал ее из... гомосексуальной среды. Хэлфорд сам был нетрадиционной сексуальной ориентации, а в молодости, до участия в группе, к тому же подрабатывал в секс-шопе, где как раз-таки можно было встретить подобные кожаные облегающие костюмы. Фирменным стилем на концертах для Роба стали узкие кожаные штаны с блестящим ремнем и наручниками на поясе, кожаная куртка или жилетка на голое тело, а также полицейская фуражка и солнцезащитные очки. Иногда Хэлфорд совсем не скрывал природу подобных игрушек и выходил на сцену в руках с хлыстом или автоматом, из которого даже нередко стрелял. Так что, кто, может, не знал: тот классический образ металлиста, который на данный момент воспринимается исключительно как суровый и мужественный, уходит корнями к любителям садомазохизма.
Переход к новому стилю Judas Priest был ознаменован выходом их альбома "Killing Machine" в 1978 году, на обложке которого, собственно, и можно заметить первые проблески антуража кожи и металла. В Америке, к слову, данный альбом вышел под названием "Hell Bent For Leather", что переводится как "одержимый кожей", а на самой пластинке группа изменила свое музыкальное направление, сместив вектор к более коммерческому тяжелому звучанию.
В черном облачении Роб Хэлфорд, который ранее мог менять по несколько костюмов за выступление, стал появляться еще в начале 1978 года, за много месяцев до выхода "Killing Machine". Но полноценно к новому образу группа перешла только во время своего мирового турне осенью 1978-го. Впоследствии именно о новом пристрастии Хэлфорда к коже и заклепкам была написана одноименная песня "Hell Bent For Leather". Вспоминая о том мировом турне, Гленн Типтон говорил:
«Именно тогда родился весь кожаный имидж, и теперь он просто не разделим с музыкой хэви-метал, как раньше - спандекс и атласные штаны или даже джинсы и футболки».
Сам Роб объяснял кардинальную смену имиджа тем, что в конце 1977 - начале 1978 гг. он вдохновлялся модой панков, которые тогда безраздельно правили музыкальным миром. Также Хэлфорд считал, что сценический облик исполнителей должен соответствовать той музыке, которую они играют, а музыка Judas Priest в те годы как раз шла по пути утяжеления и ускорения.
«Когда ты играешь по-настоящему тяжёлые, колотящие энергичные аккорды и наводящие ужас риффы, ты должен выглядеть подобающе».
Однако впоследствии вокалист заявлял, что с помощью всех этих БДСМ-атрибутов он пытался выразить собственную депрессию из-за постоянной необходимости скрывать свою гомосексуальность. Что совсем не лишено смысла, особенно если учитывать, что открыто заявил о своей ориентации Роб только в 1998 году, до этого долго чувствуя себя в группе изгоем.
Кстати, любопытный факт: если посмотреть на выступления Queen в том же 1978 году, легко заметить, что Фредди Меркьюри, о сексуальных наклонностях которого мы также все хорошо знаем, появлялся на сцене в похожих облегающих кожаных костюмах и полицейской фуражке. Роб Хэлфорд же всегда называл себя огромным поклонником творчества Queen и лично Фредди Меркьюри. Так что, еще неизвестно кто у кого что позаимствовал и кто кем вдохновлялся.
Гитарист Judas Priest Кей Кей Даунинг вообще утверждал, что хоть Роб Хэлфорд, бесспорно, и пустил кожаный металлический прикид в массы, изначально придумал так одеваться именно он.
В ранние годы стиль одежды Judas Priest больше походил на стиль хиппи, да и исполняли они тогда вовсе не грозный хэви-металл, а более легкий хард-рок и даже блюз-рок. Гленн Типтон вспоминал о раннем периоде в истории группы:
«Я никогда не забуду мой первый концерт в составе Judas Priest в Бирмингеме. У Роба был своеобразный имидж "фермера", он носил фланелевые брюки цвета хаки и свитер поло».
Еще хипповатый Роб Хэлфорд исполняет нетипичную для будущих Judas Priest балладную "Dreamer Deceiver" с альбома "Sad Wings of Destiny" 1976 года.
Кей Кей Даунинг убежден, что он первым в группе стал носить кожу на концертах, а уже затем его примеру последовали все остальные. Доказательством тому служат записи живых выступлений группы 1978 года, где видно, что из всех участников Judas Priest только Даунинг на сцене одет в кожаную куртку с металлическими заклепками.
По словам гитариста, он всегда хотел, чтобы внешний вид коллектива отражал музыку, которую он играет.
"У Judas Priest с самого начала был небольшой кризис идентичности. Всегда стоял знак вопроса по поводу того, как выглядит группа. Для меня же тут нечего было обсуждать - и в самые первые дни нашей карьеры я, полагаю, действительно думал, что группа выглядит хорошо".
Гитарист также отмечал, что вне сцены одевался в кожу еще тогда, когда только пришел в музыкальный бизнес.
"Внутри меня было это хэви-металлическое мироощущение. Оно было со мной всю жизнь. Когда я пришел в Judas Priest, то знал, что я в группе с великолепным названием. Я знал, что мы замечательный коллектив... но чего-то по-прежнему не хватало. И вот, когда появился этот образ из кожи и заклепок, все встало на свои места. На обложке нашего альбома красовалось лезвие бритвы... и тогда родился хэви-метал, приятель. Я был еще юн, и все это пришло ко мне. Это случилось около 1976 года. Группа приняла новый стиль и действительно органично влилась в него".
Так или иначе, кто бы из участников ни ввел в моду новый имидж, ясно то, что именно Judas Priest коренным образом изменили внешний облик тяжелого металла. Став классиками в сфере металлического звучания, они к тому же смогли продиктовать музыкальному миру то, как именно все это должно выглядеть, таким образом, уже не оставив индустрию после себя прежней. А ведь, согласитесь, без эффектных кожаных костюмов, шипов, цепей и прочих характерных для данного жанра штучек хэви-метал воспринимался бы совсем иначе, нежели он воспринимается сейчас, утратив некоторую долю своей притягательности и маскулинной энергетики. Поэтому все те металлические группы, которые появились после и продолжили эксплуатировать тот классический брутальный образ настоящей метал-банды вплоть до сегодняшнего дня, должны как минимум сказать Judas Priest "спасибо".