Найти тему
Top of the Rocks

Как Judas Priest изменили облик металла

Представим любую металлическую рок-группу. Что первым придет на ум? Наверняка, перед глазами сразу же предстанут устрашающего вида брутальные мужчины в темных кожаных куртках, с шипами на руках и ногах, с цепями и буквально пышущие тестостероном. Таково современное представление об облике стандартной металл-команды, а также вообще обо всей субкультуре металлистов и смежных с ней субкультурах байкеров, панков и т.д.

Judas Priest - настоящая икона в мире металла
Judas Priest - настоящая икона в мире металла

Но что удивительно, выглядели исполнители тяжелой музыки так не всегда, а нацепили кожаные куртки и штаны намного-намного позже возникновения металла, который, как известно, появился в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века.

На протяжении всех 70-х металл и хард-рок вообще особо не разделялись, а уж в них был кто во что горазд. Те группы, которые принято считать родоначальниками тяжелой музыки, могли одеваться и в облегающие цветастые костюмы, и в обычные майки с джинсами. В общем, единства никакого не было. А уж Black Sabbath, которых называют "крестными отцами хэви-метала", вообще не подавали каких-либо признаков причастности ко всей этой металлической эстетике, потому что тогда ее попросту не существовало. Тони Айомми любил выступать в куртке с бахромой, а Оззи Осборн мог появиться на сцене буквально во всем: от белого костюма до нелепых цветастых одеяний, как, например, на концерте "California Jam", где будущий князь тьмы больше напоминал эльфа.

Black Sabbath на фестивале "California Jam", 1974
Black Sabbath на фестивале "California Jam", 1974

Все изменила британская хэви-метал-группа Judas Priest, которая оказала колоссальное влияние на жанр не только своей музыкой, но и внешним видом, сценическим обликом. Именно Judas Priest стали впервые появляться перед зрителями в черных кожаных куртках, с цепями, шипами и металлическими заклепками на одежде. Впоследствии этот брутальный притягательный имидж был позаимствован другими похожими группами от ранних Iron Maiden до Motorhead, а также перекочевал в культуру поклонников металла и байкеров. Вокалист Judas Priest Роб Хэлфорд даже выкатывался на сцену на огромном мотоцикле фирмы Harley-Davidson, что позже стало неотъемлемой частью любого шоу группы.

Роб Хэлфорд на своем любимом Харлей-Дэвидсоне, 1979
Роб Хэлфорд на своем любимом Харлей-Дэвидсоне, 1979

Эпичный выезд перед исполнением песни "Hell Bent For Leather", 1982 г.

Собственно, он-то и ввел в Judas Priest моду на кожу. И позаимствовал ее из... гомосексуальной среды. Хэлфорд сам был нетрадиционной сексуальной ориентации, а в молодости, до участия в группе, к тому же подрабатывал в секс-шопе, где как раз-таки можно было встретить подобные кожаные облегающие костюмы. Фирменным стилем на концертах для Роба стали узкие кожаные штаны с блестящим ремнем и наручниками на поясе, кожаная куртка или жилетка на голое тело, а также полицейская фуражка и солнцезащитные очки. Иногда Хэлфорд совсем не скрывал природу подобных игрушек и выходил на сцену в руках с хлыстом или автоматом, из которого даже нередко стрелял. Так что, кто, может, не знал: тот классический образ металлиста, который на данный момент воспринимается исключительно как суровый и мужественный, уходит корнями к любителям садомазохизма.

Переход к новому стилю Judas Priest был ознаменован выходом их альбома "Killing Machine" в 1978 году, на обложке которого, собственно, и можно заметить первые проблески антуража кожи и металла. В Америке, к слову, данный альбом вышел под названием "Hell Bent For Leather", что переводится как "одержимый кожей", а на самой пластинке группа изменила свое музыкальное направление, сместив вектор к более коммерческому тяжелому звучанию.

Judas Priest, "Killing Machine", 1978
Judas Priest, "Killing Machine", 1978

В черном облачении Роб Хэлфорд, который ранее мог менять по несколько костюмов за выступление, стал появляться еще в начале 1978 года, за много месяцев до выхода "Killing Machine". Но полноценно к новому образу группа перешла только во время своего мирового турне осенью 1978-го. Впоследствии именно о новом пристрастии Хэлфорда к коже и заклепкам была написана одноименная песня "Hell Bent For Leather". Вспоминая о том мировом турне, Гленн Типтон говорил:

«Именно тогда родился весь кожаный имидж, и теперь он просто не разделим с музыкой хэви-метал, как раньше  - спандекс и атласные штаны или даже джинсы и футболки».
Judas Priest во время своего выступления в Японии, 1979
Judas Priest во время своего выступления в Японии, 1979

Сам Роб объяснял кардинальную смену имиджа тем, что в конце 1977 - начале 1978 гг. он вдохновлялся модой панков, которые тогда безраздельно правили музыкальным миром. Также Хэлфорд считал, что сценический облик исполнителей должен соответствовать той музыке, которую они играют, а музыка Judas Priest в те годы как раз шла по пути утяжеления и ускорения.

«Когда ты играешь по-настоящему тяжёлые, колотящие энергичные аккорды и наводящие ужас риффы, ты должен выглядеть подобающе».

Однако впоследствии вокалист заявлял, что с помощью всех этих БДСМ-атрибутов он пытался выразить собственную депрессию из-за постоянной необходимости скрывать свою гомосексуальность. Что совсем не лишено смысла, особенно если учитывать, что открыто заявил о своей ориентации Роб только в 1998 году, до этого долго чувствуя себя в группе изгоем.

Кстати, любопытный факт: если посмотреть на выступления Queen в том же 1978 году, легко заметить, что Фредди Меркьюри, о сексуальных наклонностях которого мы также все хорошо знаем, появлялся на сцене в похожих облегающих кожаных костюмах и полицейской фуражке. Роб Хэлфорд же всегда называл себя огромным поклонником творчества Queen и лично Фредди Меркьюри. Так что, еще неизвестно кто у кого что позаимствовал и кто кем вдохновлялся.

Гитарист Judas Priest Кей Кей Даунинг вообще утверждал, что хоть Роб Хэлфорд, бесспорно, и пустил кожаный металлический прикид в массы, изначально придумал так одеваться именно он.

В ранние годы стиль одежды Judas Priest больше походил на стиль хиппи, да и исполняли они тогда вовсе не грозный хэви-металл, а более легкий хард-рок и даже блюз-рок. Гленн Типтон вспоминал о раннем периоде в истории группы:

«Я никогда не забуду мой первый концерт в составе Judas Priest в Бирмингеме. У Роба был своеобразный имидж "фермера", он носил фланелевые брюки цвета хаки и свитер поло».

Еще хипповатый Роб Хэлфорд исполняет нетипичную для будущих Judas Priest балладную "Dreamer Deceiver" с альбома "Sad Wings of Destiny" 1976 года.

Кей Кей Даунинг убежден, что он первым в группе стал носить кожу на концертах, а уже затем его примеру последовали все остальные. Доказательством тому служат записи живых выступлений группы 1978 года, где видно, что из всех участников Judas Priest только Даунинг на сцене одет в кожаную куртку с металлическими заклепками.

Кей Кей Даунинг
Кей Кей Даунинг

По словам гитариста, он всегда хотел, чтобы внешний вид коллектива отражал музыку, которую он играет.

"У Judas Priest с самого начала был небольшой кризис идентичности. Всегда стоял знак вопроса по поводу того, как выглядит группа. Для меня же тут нечего было обсуждать - и в самые первые дни нашей карьеры я, полагаю, действительно думал, что группа выглядит хорошо".

Гитарист также отмечал, что вне сцены одевался в кожу еще тогда, когда только пришел в музыкальный бизнес.

"Внутри меня было это хэви-металлическое мироощущение. Оно было со мной всю жизнь. Когда я пришел в Judas Priest, то знал, что я в группе с великолепным названием. Я знал, что мы замечательный коллектив... но чего-то по-прежнему не хватало. И вот, когда появился этот образ из кожи и заклепок, все встало на свои места. На обложке нашего альбома красовалось лезвие бритвы... и тогда родился хэви-метал, приятель. Я был еще юн, и все это пришло ко мне. Это случилось около 1976 года. Группа приняла новый стиль и действительно органично влилась в него".
Judas Priest сегодня
Judas Priest сегодня

Так или иначе, кто бы из участников ни ввел в моду новый имидж, ясно то, что именно Judas Priest коренным образом изменили внешний облик тяжелого металла. Став классиками в сфере металлического звучания, они к тому же смогли продиктовать музыкальному миру то, как именно все это должно выглядеть, таким образом, уже не оставив индустрию после себя прежней. А ведь, согласитесь, без эффектных кожаных костюмов, шипов, цепей и прочих характерных для данного жанра штучек хэви-метал воспринимался бы совсем иначе, нежели он воспринимается сейчас, утратив некоторую долю своей притягательности и маскулинной энергетики. Поэтому все те металлические группы, которые появились после и продолжили эксплуатировать тот классический брутальный образ настоящей метал-банды вплоть до сегодняшнего дня, должны как минимум сказать Judas Priest "спасибо".

Читайте также:

"Vol. 4" - как создавался четвертый студийный альбом Black Sabbath

Дэвид Боуи. Самые яркие образы главного "хамелеона рок-музыки"

Бон Скотт vs. Брайан Джонсон. Какой фронтмен AC/DC больше соответствовал духу группы?