Разгадка тайного наследия скифов - ключ к познанию человека.
В данной статье для саморазвития и достижения гармонии в жизни предлагаю пока еще неизвестный широкой аудитории сибирский взгляд на внутреннее устройство человека и его мировосприятие, основанный на древних знаниях, сохранившихся в первозданном виде в зоне вечной мерзлоты российского Севера, который отличается и в то же время имеет некие параллели с распространенными восточными воззрениями на человека (индуистскими, буддийскими). В конце статьи будет дан список полезных лайфхаков.
Наглядно представить новый, или правильнее будет сказать старый, идущий из глубины веков, взгляд на сущность человека поможет древний артефакт скифского периода истории Евразии - золотая пряжка ( V - IV век до н.э.), найденная в Южной Сибири и хранящаяся в Эрмитаже в сибирской золотой коллекции Петра I (г. Санкт-Петербург).
Данная пряжка, отличающаяся своим сюжетом от других представленных в коллекции поясных блях, имеет особое значение, важное для познания человеком своего внутреннего устройства, понимания мира и жизни, отражает веру и мировоззрение древних скифов - саков, а также всех кочевников того времени, и приобретает все большую актуальность как для выживания и развития каждого из нас в современном цифровом мире, так и для выживания самой человеческой цивилизации.
По мнению ученого М.П. Грязнова эта сцена представляет собой обломок древнего эпического повествования II половины I тыс. до н.э. Определить изначальный, подлинный смысл и духовный посыл композиции возможно было бы только лишь через эпос и веру древних саков, проживавших по всей степной Евразии. Но увы, этот народ, давно растворившись в поглощающем котле степной истории, не оставил каких-либо письменных источников, с помощью которых было бы возможно восстановить повествование запечатленной сцены.
Однако история древнего артефакта нашла свое неожиданное продолжение. Удивительным образом сюжет представленной пряжки раскрывается в современном мире при исследовании культуры и веры народа, который сохранил и носит древнюю степную традиционную веру своих предков кочевников. Этим народом, издревле проживающим в экстремально холодных условиях Северо-Восточной части Сибири – Якутии, являются саха – якуты, до сих пор использующие традицию коневодства и старинную веру для своего выживания и развития.
На древнюю связь культуры скифов с народом саха указывают многие исследователи, в числе которых немецкий ученый Улла Йохансен сделала вывод, что якуты- опосредованные наследники Пазырыкской культуры скифов. Археолог и историк А.П. Окладников утверждал, что «Якутское олонхо первоначально сложилось на юге, далеко от Средней Лены», то есть в степях, где имела расцвет скифская культура.
Народ саха, оказавшись на долгие тысячелетия изолированным в условиях Севера от основной массы кочевников, сохранил свою номадическую веру в культуре, обычаях, фольклоре, обрядах, празднованиях, ритуалах.
Одним из главных источников веры саха является эпос олонхо - своеобразный исторический сервер памяти народа, берущий начало с седой древности – периода ранних кочевников. В 2005 году ЮНЕСКО признало олонхо нематериальным шедевром человечества, стоящим в одном ряду с такими древними мировыми интеллектуальными объектами творчества как эпосы Махабхарата, Манас, Гэсэр и др. От сказителей-олонхосутов было записано 150 текстов разных олонхо, содержащих в себе первозданную номадическую веру в трехсоставность мира, триединство души человека, наличие жизненной энергии, наличие мирового древа жизни.
Основываясь на этой вере, сюжет картины я бы назвал «Дух бытия», познать который возможно только через осознание своего внутреннего устройства, единства своего духа с богом и всем живым творением.
Если посмотреть беглым атеистическим взглядом на сюжет картины, то мы увидим трех людей, находящихся в разных позах, древо и двух лошадей.
Сидящий человек слева, не имеет усов и бороды, имеет головной убор, его косы как бы вплетены в ветви древа, на срезе которого виден колчан со стрелами.
Второй человек, лежит на земле, одна его рука держится за первого, вторая рука находится в области пупка на животе.
Третий сидящий человек справа держит за поводья двух запряженных в сбрую лошадей.
Между тем, если посмотреть на золотую пряжку исходя из веры саха, утверждающей наличие у человека трех душ (кут ) и существование трех миров, то можно увидеть, что в сюжете на самом деле изображен один человек, его три души в виде троицы людей, воплощающих соответственно ийэ кут (мать-душа), буор кут (земля-душа), салгын кут (воздух-душа), его духовную связь с древом жизни (общая основа жизни всего живого) и его жизненную силу – сюр в виде двух лошадей.
Таким образом, сюжет картины, в котором каждая деталь несет смысловое значение, доступным и понятным для сведущего человека образом показывает его внутреннее устройство.
Человек слева означает помещенный в Срединный мир ийэ-кут (мать-душа или материнский дух) - основная сущность человека и его жизненное начало. Данный дух передан ему в момент зачатия живущим в Верхнем мире богом Юрюнг Айыы Тойоном (Всевышний бог творец – Танара ) в качестве частицы себя при содействии и участии иных богов-творцов (айыы), живущих на ярусах древа жизни. Указанный всевышний бог посредством передачи своей частицы дает жизнь всему живому. Поэтому на картине совершенно определенным образом показана связь данного духа с древом жизни.
Древо жизни представляет собой мировое древо, дающее жизнь и энергию всему живому, а также возможности познания для человека. По вере саха древо жизни (Аал Кудук Мас) соединяет три мира: Средний, Нижний и Верхний миры. Раскидистые ветви древа являются ярусами неба, где обитают боги-творцы (айыы), каждый из которых имеет определенную функцию и связь с человеком, дающую ему возможность жить, познавать и творить для достижения своего счастья и благополучия в Срединном мире, еще при его жизни. Корни древа уходят вниз, к Нижнему миру.
Дух мужчины. Человек рождается в виде мужчины или женщины благодаря вселению в чрево будущей матери духа при всевышнем воздействии богини плодородия Айыысыт , поэтому дух мужчины в картине олицетворен в виде висящего в древе колчана с луком и стрелами.
Духовная связь с древом жизни (ситим ) в виде вплетенных в ветви кос человека с головным убором (ийэ-кут ) означает золотые чембурены или золотые поводья (кентес, тэсин ), которыми человек непосредственно связан с творцами. При осознании ийэ-кут данная связь с богами является постоянным и обязательным признаком и условием. В олонхо в отношении верующих людей (айыы аймаха ) так и говорится – люди родственники богов-творцов, с поводьями за спиной, имея в виду закрепленную связь с богами. Через эти поводья ийэ-кут получает от богов (айыы ) необходимые для выживания жизненные энергии сюр и способы мышления, возникающие из трех основных инстинктов, благодаря которым существует и поддерживается жизнь человека: инстинкт самосохранения индивида, инстинкт самосохранения группы (социально-иерархический инстинкт) и инстинкт самосохранения вида (половой инстинкт). Каждому из инстинктов жизни соответствует определенный пантеон богов творцов - айыы . Данная связь образует цели и потребности человека в жизни и раскрывает способы их достижения.
Если человек осознает наличие у себя ийэ-кут , представляющего собой по сути внутреннее «я», то он может с этой позиции наблюдать за своим сознанием, мышлением и движением энергий сюр. При осознании такой конструкции происходит растождествление внутреннего «я» от «эго» (личности) и тела, и закрепление связи с айыы. Неосознанность же бытия приводит к отождествлению себя с эго и со своим телом, то есть создает единую личность, утрачивающую связь с богами.
Начальным шагом для осознания ийэ-кут и его связи с божественным является обращения внимания на вдыхание воздуха, называемое белым дыханием (юрюн тыын ).
Человек в центре , лежащий одновременно на земле и на коленях двух других индивидуумов, означает буор кут (земля-дух) – отдельный дух человека, взращиваемый из земли в виде тела, мозга и его продукта - мышления. Буор кут в течение жизни постоянно изменяется в зависимости от получения силы от земли и воды (в т.ч. пища и минералы), поэтому этот дух на картине и лежит на земле. После смерти человека данный дух возвращается в землю. Выдыхаемый телом воздух называется черным дыханием (хара тыын ), так как связан с буор-кут.
Человек справа , держащий за поводья двух лошадей, олицетворяет собой салгын кут (воздух-душа), которая представляет собой сознание, порожденное мышлением (относящимся к буор-кут) , представляющее внутреннее и внешнее восприятие человека с ограниченными областями внимания в моменте времени. Данный дух затрагивает все нематериальное и материальное, на которое человек имеет физическое и духовное влияние. После смерти данный дух растворяется в воздухе.
Две лошади , которые держит данный дух, должны быть: одна – белой масти, вторая - вороной (черной) масти, что означает белое и черное дыхание, или белая и черная энергия, то есть осознание самой жизни (бытия) и связи с айыы – белая лошадь; и осознание исчерпаемости бытия или смерти – черная лошадь. Их осознание в единстве и противоречии образует в ийэ-кут энергию творения и созидания жизни – сюр, полученную материнским духом из двух источников: во-первых, изначально из неосознанной черной жизненной энергии, дарованной главой черных сил Верхнего мира - Улуу Тойоном; во вторых: из осознанной жизненной энергии светлых богов-творцов, обитающих в ярусах Верхнего мира. Ийэ-кут, преобразовав жизненную энергию сюр, направляет ее остальным двум кутам для внутреннего использования и развития этих кут . Обе лошади, используемые в противоречии жизни и смерти, и в то же время в балансе и гармонии, образуют необходимую и важную для жизни человека энергию, образующую закономерность жизни и определяющие его судьбу.
Правильное использование энергии сюр должно осуществляться в соответствии с установленными богами-творцами (айыы ) предопределениями согласно связи (ситим) с древом жизни, которую мы видим у человека, сидящего слева, образуя его цели и потребности в жизни. Неправильное использование энергии ведет по черным закономерностям небытия (вредные привычки, болезни, нервные расстройства, несчастные случаи и т.п.).
Воздействие на куты этой энергии сюр проявляется в наших действиях, внутренних реакциях, эмоциях и ощущениях, являющихся внешними и внутренними проекциями этой энергии. Осознанное использование энергии сюр всегда должно быть направлено на внутреннее созидание и творение кутов вне зависимости от внешних и внутренних условий и обстоятельств, и тогда сюр всегда идет во благо и на пользу развития, познания кут вместе с окружающим духовным и материальным бытием. Поэтому мы видим в сюжете картины, что лошади находятся в состоянии впряженности в полную свою сбрую, что означает присутствие в бытие.
Все три сущности вместе образуют триединый дух человека, совместно именуемые также кут . Осознание данного кут образует полное бытие человека айыы киситэ, то есть созидающего и творящего человека - родственника богов-творцов. Неосознанность же уводит человека от такого бытия, заменяя его любым иным составляющим, приводящим к «жизни» по течению, куда приведет его черная энергия.
Бытие человека определяют осознанность и мышление, поэтому в картине существенное значение имеет связь ийэ-кут с древом жизни посредством стержня, выходящего из головы сидящей слева фигуры, что означает осознание связи с божественными творцами – айыы и следование их законам и установлениям в Срединном мире.
Осознанность, исходящая из сюжета картины, предполагает помещение ее во внутреннее «я», находящееся в ийэ кут , являющееся основной и важной сущностью, имеющую связь со всеми объектами картины. Именно с этой внутренней позиции ийэ-кут происходит осознание внутреннего «я», растождествленного с телом, сознанием и мышлением. Такая конструкция не оставляет место для эго и личности, которая тем не менее всегда тут же создается при неосознанности.
Наглядность картины, выполненной в виде золотой пряжки, говорит о существенной роли подобного мировоззрения в реальной жизни древних кочевников для выживания в тех социальных и природных условиях, в которых они находились. Ведь эти условия постоянно менялись (стихии, длительные морозы, социальные условия). Совершенно определенным образом можно утверждать, что подобная конструкция человека и соответствующее ей мировоззрение применялись кочевниками, начиная со скифов, хуннов, древних тюрков, вплоть до времен Чингис-Хана, и закончилась с началом эры развития технологий, утвердивших иллюзию жизнеспособности власти эго и личности.
Подобная конструкция внутреннего устройства человека, изначально рассчитанная на выживание человека и его развитие позволяет индивидууму:
- более глубже увидеть реальность;
- развить, раскрыть возможности своего мышления и тела, запустить «двигатель» созидания и творения;
- иметь стабильное особое внутренне наблюдение и управление собою независимо от характера изменяющихся внутренних и внешних процессов;
- увидеть свое создание - эго, личность, и оградиться от этой сущности применением этой троицы, что позволяет не попадать в социальные манипуляции, основанные на инстинктах человека;
- быть в осознанности бытия;
- избавиться от чувства одиночества, ведь вас как минимум трое, а как максимум множество вместе с богами-творцами (айыы);
- избавиться от вредных и приобретать полезные привычки;
- оптимизировать растрату жизненной энергии, более продуктивно ее использовать.
Список лайфхаков можно продолжить, поскольку данная конструкция предназначена для жизни во всех ее проявлениях.
Приведенный взгляд на внутренне устройство человека коррелирует с современными исследованиями в области нейрофизиологии и мышления, популярно изложенными в работах А.В. Курпатова, гуманитарными исследованиями олонхо и веры саха Р.Н. Анисимова, Л.А. Афанасьева-Тэрис.
Вкратце все, продолжение ( о богах-творцах, помогающих в жизни человека, дальнейший разбор конструкции человека, его предназначение) следует...