Есть такие сериалы, крутость которых невозможно объяснить в двух словах, хочется стразу отправить человека его смотреть, а потом уже разговаривать. Как назло такие сериалы оказываются очень неоднозначными, отзывы на них пугают и отталкивают заранее, а более глубокая кинокритика проходит мимо разве что посетовав на историческую недостоверность. Поэтому приходится все-таки писать и заманивать в свои сети.
Например, можно сказать, что "Кровавая барыня" это идеальный триллер-хоррор - классическое, четко отмеренное сочетание ингредиентов, как коктейль Джемса Бонда, взболтать и не смешивать. Меня сразу сразила метафизика происходящего, своеобразный магреализм показанного мира и вплетение мистического в рациональное. Дело вот в чем: сюжет может объясняться либо с точки зрения магии, мистики, демонов, дьявола, злого рока, а может легко разложиться на причины и их следствие. Дарья Салтыкова - одержимая бесами, или просто нездорова ментально, что в те годы не могли даже диагностировать, не то что вылечить. Она - безумная ведьма или у нее просто врожденная психопатия, что, кстати, довольно жестко показано в самом начале, садистические наклонности у нее с детства и передались от матери. Но в конечном итоге первопричина не так важна, поскольку тут в игру вступает внешнее воздействие на героиню, и вопрос "почему она такая?" медленно меняется на "а с вами-то что не так?".
История Салтычихи в сериале представляет собой идеально выписанную и исполненную арку злодейки. Можно даже поправить сразу и сказать "арку злодея" тоже, потому что пол тут неважен. Обычно в кинематографе пруд пруди харизматичных злодеев, которые нравятся зрителям куда больше унылых и правильных главных героев, но исключительно когда они сами находятся на втором плане. Зрители обычно ропщут, топают ногами и просят полнометражку конкретно про злодейского любимчика - про Локи, Магнето, Джокера, Харли Квин. Но чаще всего ничего достаточно годного не получается, потому что банально - арку положительного героя написать куда проще, чем злодея. Потому что смотреть на нехорошего человека, который ради собственной радости мучает других людей неинтересно, за ним должна быть какая-то драма, он должен вызывать и положительные чувства у зрителей тоже. И вот тут-то и происходят перегибы чаще всего: то злодею выписывают слишком уж тяжелое детство, объясняя всю его плохость исключительно игрушками прибитыми к потолку, то обеляют до степени "не виноват, совсем не виноват!", то тот самый слом и падение на дно (там, где у героя наоборот преодоление себя и прыжок вверх) делают настолько глупым и неправдоподобным, что остается только глаза закатывать. А уж если переводят злодея в ранг антигероя или просто неоднозначного персонажа, то вообще пиши пропало. Как ни странно, создатели "Кровавой барыни" справляются с этим сложнейшим кейсом и обходят все подводные камни. Да, Дарья Салтыкова чокнутая маньячка, но и люди-то вокруг нее не лучше - злые, жестокие, глупые, а кое-кто готов на убийства и подлости без всякой душевной болезни. Когда смотришь на то, как абсолютно адекватные люди готовы на всё ради денег и власти, то невольно задаешься вопросом, а чем же они так отличаются от безумной Дарьи? Наоборот, к ней проникаешься сочувствием и начинаешь невольно болеть за нее, чтобы она победила своих врагов и показала кузькину мать.
Это удивительное противоречие невольно выводит сюжет на новый уровень и из обычной истории про маньячку сериал превращается в исследование природы зла. Здесь никакой богомоловщины, всё довольно прозрачно и почти без лишней философии, просто наглядно показан процесс о том, как маленькое зло порождает большое. Один маленький обман, другой, всего лишь человеческая жажда власти и наживы, небольшое вмешательство в чужую судьбу, подлог - всё это подпитывает большое чудовище, превращает обычную помещицу Дарью в ту самую Салтычиху. Здесь интересна двойственность героини и образа: она одновременно является и порождением этой невероятно жестокой и гнилой среды помещиков, барщины и мелкого дворянства тех лет, и Зверем, посланным им в ответ на злодеяния. Она и символ, и следствие, и венец творения. Вокруг очень много зла и маленькие искорки добра, затухащие в общем массиве, неспособные разогнать тьму.
Мистическое переплетается с житейским настолько плотно, что не отделить одно от другого. В моменты, когда происходящее объясняется рационально и подумать нельзя, что есть еще какая-то сторона медали, и наоборот - когда всё объясняется колдовством, идет холодок по коже и ощущение невозможности реалистичного объяснения. Подобные перепады завораживают и не отпускают, я видела что-то похожее только в книге Феликса Максимова "Духов день" и с тех пор ненормально влюблена в такой прием повествования. Сценаристы дают "Реинкарнацию" и даже слегка "Солнцестояние" задолго до самого Ари Астера, а еще немного "Ужасов по-дешевке". Юлия Снигирь переигрывает Еву Грин, это одна из ее лучших ролей, что бы она не сыграла после. Дарья Салтыкова безумна и несчастна, а еще ее как будто, как говорят в простонародье "черти водят". В кошмарном почти предсмертном сне она видит перевернутую икону, реки крови и сбивается ровно на той самой, спорной строчке молитвы, которую недавно официально переписали - "не введи нас во искушение". Кстати, на этой строчке разные персонажи сбиваются дважды, и если это не гениальный ход, то я даже не знаю.
Помимо интереснейшей арки Дарьи, как главной героини, злодейки и аватара зла, интересно еще наблюдать за тем, как реагируют на зло другие герои. Как принимают его сторону, чтобы уберечься или же ради выгоды, как врут себе, потому что не в силах осознать ужас собственного положения. Интересен и образ императрицы Екатерины, с судьбой и решениями которой оказывается неразрывно связана Дарья. Они зеркалят друг друга, они на самом деле про одно - про тотальное одиночество, отсутствие любви и доверия, невозможность успокоиться и расслабиться в окружающей мгле. Интересно, что даже будучи императрицей и самой богатой женщиной России, у них в силу тогдашних исторических обстоятельств примерно столько же свободы, сколько у дворовой девки, которая не может выйти замуж за любимого без разрешения барина. И вот тут-то стартует круговорот зла, потому что фрустрацию такой силы необходимо выместить, но хотя бы императрица не безумна.
Сериал тяжелый, не спорю. Но он захватывает даже не сочетанием ужасов и триллера, а какой-то своей честностью и почти неприличной открытостью. Говорит о безнадежной невзаимной любви, о предательстве самых близких, о несвободе, о лжи и скверне. Если убрать всю кровь и жестокость, то всё равно будет 18+, не рекомендовано детям к просмотру. Но даже взрослым иногда не с кем о таком поговорить. Грань между безумием и нормальностью очень тонкая.