Найти в Дзене

Для чего проводить самооценку проведенного урока?

Оглавление

Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.

Учителя обычно интуитивно относятся к своим урокам, хотя многие из них имеют план урока. Не всегда то, что планирует учитель дает положительный результат. Секрет любого урока – это его конечный положительный результат. Поэтому среди руководителей школ есть негласный призыв к своим учителям: «Нас не волнует что вы будете делать, хоть на уроке на голове будете стоять – главное его результат». А хорошего результата урока может достичь тот учитель, который регулярно проводит самооценку после проведенного урока.

Но для чего нужна самооценка? Регулярная самооценка помогает учителям  определять пути, по которым следует двигаться в следующий раз, и показывает нам, как улучшился процесс обучения на протяжении всей его карьеры. Вот несколько приемов, которые можно использовать в любое время года.

Планирование

Учителя знают, что урок начинается еще до его начала. Это этап планирования; часто отнимает много времени, особенно для новых учителей или при первом уроке. Регулярная оценка планирования показывает учителям, где они могут настроить процесс так, чтобы подготовиться более эффективно и результативно к следующему уроку.

Спроси себя:

  • В целом, насколько сложно было спланировать этот урок?
  • Вы были уверены в том, как пройдет урок?
  • Насколько сложно было найти нужные ресурсы и материалы? Если на это уходит много времени, почему?
  • Было ли легко следовать вашему плану урока?
  • Насколько хорошо вы смогли адаптироваться, когда произошли неожиданные изменения?

Цели

Цели определяют планирование и содержание урока. Позже, на уровне учебной четверти или учебного года, учителя ориентируют каждый урок как часть общей программы обучения. Без цели уроки бессмысленны - как для учителей, так и для учеников.

-2

Спроси себя:

  • Были ли ваши цели ясны в начале урока?
  • Соответствовали ли они уровню ваших учеников?
  • Были ли они реалистичными с учетом выделенного вам времени на занятия?
  • Все ли ваши ученики поняли и достигли целей?

Участие учеников

Всегда помните, что некоторые ученики от природы более уверены в себе и склонны к этому, чем другие. Поэтому приглашайте разных учеников и экспериментируйте с различными техниками в классе, которые позволяют участвовать более интровертным ученикам.

Спроси себя:

  • Все ли ученики были вовлечены и участвовали на уроке?
  • Довольны ли они настройками вашей деятельности?
  • Какое мероприятие прошло хорошо или не так, как вы ожидали?
-3

Материалы

Независимо от того, работаете ли вы с учебником, своими материалами или материалами из различных источников, важно постоянно оценивать их качество и соответствие. Идеальные материалы предназначены для ознакомления учеников с предметным содержанием урока. Они также должны совпадать с вашими целями на урок и на четверть в целом. Иногда материалы кажутся более подходящими «на бумаге», чем в живом, коммуникационном классе.

Спроси себя:

  • Соответствуют ли выбранные мной материалы уровню, возрасту и интересам моего класса?
  • Были ли они уместны и актуальны?
  • Вы использовали их все? Если нет, то почему?
  • Они инициировали участие?
  • Вы бы использовали те же ресурсы в следующий раз?

Инструменты

Доски, интерактивные доски, занятия в Интернете, компьютеры и телевизоры. Введите: регулярная оценка использования вами технологий и различных инструментов.

Спроси себя:

  • Какие инструменты и технологии вы использовали? Помогло ли их использование вашим целям?
  • Был ли у вас запасной план на случай непредвиденного события (например, отключения электроэнергии)?
  • Было ли использование технологий органично связано с вашими уроками или было неудобно?

Мы знаем, что оценка собственного обучения может показаться очень разоблачительной. Но мы также знаем, что преимущества регулярной самооценки (включая более эффективное планирование, более качественные материалы, более эффективные, приятные уроки и очень заинтересованные ученики) огромны. Так что не стесняйся. При регулярной практике самооценка будет казаться нормальной для улучшения процесса обучения и воспитания школьников.