Руки в балете находятся в положении супинации (лучевая и локтевая кость параллельны) - такое положение практически неизменно.
В арабеске руки находятся в состоянии пронации (полусогнуты).
Функции рук для артиста балета:
- у балерин - танцевально-художественные; руки помогают в создании образа, придают выразительность и красоту танца; помогают выполнять различные танцевальные движения; сохраняют апломб. Участвует вся рука.
- у танцоров ещё и силовая функция. Выносливость, ловкость, чуткость - у мужчин мышцы верхних конечностей более сильные, большой показатель динамометрии.
Итак, движения рук.
Движения в плечевом суставе: сгибания(поднятие руки вперёд на 70’), разгибания(50’), вращения, отведение в сторону(90’), приведение (5-10’).
Суставная поверхность на лопатке чуть вогнутая, укреплена одной связкой. А, следовательно, сустав подвержен травмам более часто, чем остальные.
При необходимости выполнить движение в большем объёме, в работу включаются плечевой пояс(лопатка, ключица), грудной отдел позвоночника, верхняя часть грудины.
При поднятии обеих рук в стороны(стоя) происходит прогиб в поясничном отделе. Если мышцы живота крепкие, они удерживают позвоночник; если слабые - живот выпячивается вперёд.
В классическом балете грудной отдел позвоночника не должен смещаться.
Движение лопатки.
Движения лопатки осуществляются за счёт работы мышц-антагонистов.
Передняя зубчатая мышца тянет лопатку вперёд и кнаружи. Также участвуют ромбовидная мышца и широчайшая мышца спины.
Движения оцениваются по акромиально-ключичному сочленению и нижнему углу лопатки.
При параличе передней зубчатой мышцы лопатка отходит от грудной клетки - крыловидная лопатка. У детей можно исправить лечебной гимнастикой и массажем.