Создание онлайн-курса – одна из самых сложных задач над которой многие эксперты думают на протяжении нескольких лет, но постоянно откладывают, не решаясь к ней подступиться. Рассказывает с чего начать и как самому оформить накопленные опыт и знания в первую обучающую онлайн-программу – Алина Матвеева, СЕО компании PLOW, ex-elearning партнёр IC Lab, консультант в области корпоративного онлайн-обучения.
С чего начать?
Первым делом необходимо изучить свою ЦА, составить подробный портрет аудитории, понять для кого вы будете создавать курс. Также нужно хорошо понимать уровень подготовленности обучающихся по данной теме и выяснить какие у них требования к обучению.
Следующий шаг – постановка целей и задач курса. Так или иначе, обучение всегда нацелено на развитие. Однако, в каком направлении развиваться хотите именно вы – стоит определить на начальном этапе. Для примера, самые распространённые бизнес-задачи выглядят так:
- Автоматизация процесса обучения,
- Доведение до сотрудников новой информации,
- Освоение сотрудниками ПО,
- Повышение качества услуг.
Подбор экспертов – следующий этап в этом процессе. Вы можете сами выступать в роли тьютора, но если чувствуете нехватку опыта, то лучше рассмотреть соответствующие кадры на аутсорсе. Даже когда в вашем распоряжении есть лучший специалист компании, его необходимо подготовить, чтобы он мог передать знания и навыки другим. Для этого с ним нужно провести серию интервью, написать материалы и погрузить в систему.
Немаловажным пунктом во время подготовки курса, будет выстраивание коммуникаций с заказчиком. Перед запуском вы вместе должны определить проблему, которую в итоге будете решать с помощью обучения. Целью может быть, например, повышение продаж компании. Поэтому, чтобы отследить эффективность курса, необходимо знать, какими продажи были до его прохождения и после.
Выбираем формат
Форматы обучения можно разделить на три категории: синхронное, асинхронное и смешанное.
Марафоны – это классический пример синхронного обучения. Пользователи покупают программу, попадают на поток вместе с группой и совместно смотрят вебинары в прямом эфире. Так можно похудеть к лету, повысить самооценку или освоить актёрское мастерство.
Для асинхронного курса создают специальную площадку, куда пользователь может зайти в удобное для него время и посмотреть уроки в записи, а также вернуться к ранее просмотренному материалу. В этом случае скорость и последовательность обучения зависит от самого ученика.
Смешанный формат объединяет в себе два предыдущих варианта: часть вебинаров проходит в онлайн-режиме, часть обучения ученик проходит самостоятельно.
Матрица контента
Собранный материал необходимо упорядочить, чтобы он не был непоследовательным набором контента. Самый простой способ сделать это – создать таблицу в которой надо обозначить основные темы, названия уроков, тезисы, материалы для скачивания, задания и промежуточные тестирования.
Таблица также поможет сформировать нагрузку сотрудников и увидеть, кто из них перегружен и отдать часть курсов на аутсорс.
Распределение ролей в команде
Если вы решили создать курс только своими силами, то мы рекомендуем собрать команду и распределить роли между сотрудниками, а не задействовать кого-то одного, возложив на него всю ответственность. От такого подхода сильно страдает качество обучения.
В идеале вам понадобится несколько специалистов:
- Менеджер проекта;
- Методист онлайн-курса;
- Сценарист;
- Графический дизайнер;
- Сборщик курса.
Дополнительно к этому списку можно добавить проверяющего и аналитика. Первый поможет следить за прохождением курса, а второй проведёт работу над ошибками.
Выбор подхода к проектированию курса
Самые популярные это – ADDIE и SAM 1.
ADDIE – модель, которую используют на протяжении несколько десятилетий. Благодаря его линейной структуре, этот подход наиболее востребован. Он состоит из пяти простых элементов: анализ, разработка, развитие курса, реализация и оценка.
SAM 1 представляет собой шаблон, на который можно нанизать любой контент и без труда собрать последующие курсы. К тому же, эту модель удобно использовать, когда ресурсы компании ограничены и разработкой курса занимается один человек.
Подведение итогов
Немаловажный пункт, которым многие пренебрегают, несмотря на то, что именно он помогает выявить пробелы образовательного продукта и оценить результаты работы.
Вот три критерия по которым можно провести оценку:
- Средний балл;
- Количество людей, которые дошли до конца;
- Количество затраченного времени.
Также при анализе результатов вам помогут ответы на два вопроса:
1) Улучшилось ли то качество обучающегося, над которым он работал?
2) Порекомендуют ли пользователи ваш курс своим коллегам?
Напишите в комментариях был ли у вас опыт разработки онлайн-курсов и с какими трудностями вам пришлось столкнуться?