Эпиграфом к этой статье может послужить вопрос из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который Воланд задал Левию Матвею: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
Вопрос, надо сказать не праздный, поскольку, как ни крути, а без понимания что такое «зло» не поймёшь и что такое «добро». Применительно к кинематографу это выглядит так: «положительность» или «отрицательность» любого персонажа мы можем определить только по его отношениям с другими героями, его словам, его поступкам.
Как ни странно, но многие актёры считают, что играть отрицательную роль интереснее, хотя и менее почётно. Действительно, сыграть положительного героя легко – логика его поступков проста и понятна, он руководствуется нормами морали, он человек «без двойного дна».
А вот в ролях отрицательных персонажей большое количество оттенков. Можно сыграть случайно оступившегося в жизни человека или законченного негодяя, приспособленца-перевёртыша или открытого врага, скрытого подонка или явную сволочь. Для каждой роли свой «рисунок», свои актёрские краски, свои акценты.
В советском кино о Великой Отечественной войне с врагами всё было ясно – враги это фашисты и их пособники. Правда, их образы на экране с течением времени претерпели некоторые изменения. Задача кинематографа во время войны была в том, чтобы воодушевлять бойцов, настраивать их на победу, помочь преодолеть тяжкие испытания. Поэтому, враг показывался так, чтобы вызывать либо ненависть, либо смех.
Война окончилась победой советского народа. Прошло время и установки несколько поменялись. Стали появляться фильмы, в которых немцев показывали более умными, а оттого и более опасными врагами. И это тоже было объяснимо. Советский Союз потерял в войне около 20 миллионов человек. Соответственно, необходимо было показать, что нам противостоял грамотный и сильный враг и в военном и в политическом смысле.
Одним из тех, кому довелось это делать в кино, был Николай Константинович Прокопович.
Николай родился 4 ноября 1925 года в Туле. Однако уже в 1929 году семья перебралась в Москву – его отец получил назначение на Краснопресненский сахарорафинадный завод. Там - на Красной Пресне и прошло Колино детство. После начала войны, будучи членом кружков творческой самодеятельности, юноша принимал участие в концертах, проходивших в госпиталях.
С 1943 года на фронте, воевал в составе 4-й танковой армии, дошёл до Берлина, однако за месяц до Победы был ранен и встретил её в госпитале. После выписки из госпиталя был демобилизован в звании старшего сержанта.
После возвращения в Москву поступил в Музыкально-театральное училище им. Глазунова на отделение музыкальной комедии, но через год перевёлся в студию Камерного театра. После окончания студии был зачислен в труппу Камерного театра, который в 1950 году был реорганизован в Московский драматический театр им. Пушкина. В этом театре Николай Прокопович прослужил 33 года, создав целую галерею самых разноплановых образов.
Князь Тараканов («Тени»), Дед Щукарь («Поднятая целина»), Ежевикин («Фома Опискин»), Простаков («Недоросль»), Логунов («Юность отцов»), Битков («Последние дни»), Кустов («Царская охота»), Абрамоткин («Парусиновый портфель»), Фромантель («Школа неплательщиков) и многие другие.
В кино Прокопович начал сниматься с 1956 года, но каких либо значимых ролей у него не было. Всё изменилось в 1967 году, когда на экраны страны вышло два первых фильма из трилогии о советском разведчике Крылове-Крамере – «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», в которых Николай Прокопович сыграл майора абвера Вильгельми – начальника разведшколы «Сатурн». К актёру пришла настоящая слава.
Она ещё больше окрепла, когда через год, в 1968 году вышла «Ошибка резидента», где Прокопович сыграл роль полковника КГБ Владимира Гавриловича Маркова, заместителя начальника советской контрразведки.
Но, по иронии судьбы, не советские, а немецкие офицеры стали основными в кинокарьере фронтовика Николая Прокоповича.
В 1971 году режиссёр Татьяна Лиознова начинает съёмки ставшего впоследствии культовым фильма «Семнадцать мгновений весны». На роль Генриха Гиммлера, руководителя спецслужб нацистской Германии, пожалуй, самого влиятельного представителя гитлеровского руководства, Лиознова пригласила Николая Прокоповича.
Вообще, на роли реальных нацистских главарей тогда в основном приглашали немецких актёров, ибо одно дело сыграть вымышленного персонажа, пусть даже фашиста, и совсем другое – играть того, кто олицетворяет собой само зло. В тех же «Семнадцати мгновениях весны» на роль Гитлера изначально пробовался Леонид Куравлёв, даже прошёл фотопробы, но не смог. Как сказал сам актёр: "Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против".
Но Николай Прокопович справился и сыграл роль Гиммлера настолько убедительно, что ему пришлось это делать ещё дважды – в фильмах «Родины солдат» (о судьбе Д.М. Карбышева) и трилогии «Дума о Ковпаке».
Больше, чем он роль Гиммлера в кинематографе сыграл только немецкий актёр Эрих Тиде.
Зачастую, бывает так, что актёр становится заложником одной единственной роли или образа, созданного на экране, и бывает трудно освободиться от этой зависимости. А иногда это вообще не получается сделать. Но Николаю Прокоповичу удалось сыграть эту роль так, что, с одной стороны, это было блистательно, а с другой – он не стал ассоциироваться с этим образом, и ему удалось запомниться и в других ролях. А они были, и были очень интересные и разнообразные.
Но Прокоповичу были подвластны и комедийные роли. И они у него получались не менее заметными. Мне кажется, что в этом направлении он мог бы сделать больше. Во всяком случае потенциал комедийного актёра у него был налицо.
Кстати, и в жизни Николай Константинович был очень весёлым и остроумным человеком, замечательным рассказчиком анекдотов. Кроме того, он был очень общительным человеком, у него было достаточно много друзей, таких, например, как Владлен Давыдов, Всеволод Якут и другие.
В последние годы жизни Николая Прокоповича постоянно беспокоила язва желудка – «подарок», полученный им ещё на фронте. Операция, которую ему сделали в 2004 году, к сожалению, не облегчила его страдания. Однажды приступ настиг Прокоповича прямо на сцене – ему стало плохо во время спектакля. Он с трудом доиграл свою роль, ставшую последней в его жизни.
24 февраля 2005 года Николая Константиновича Прокоповича не стало.
Но остались его роли, остались фильмы, которые можно пересмотреть и насладиться игрой замечательного актёра.
Поделитесь этой статьёй, напишите своё мнение, оставляйте комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.