Оснащение боевых частей за счет полковых "шефов" было в традициях английской армии. Хочешь командовать - плати. В 1915-м году для оснащения London Mounted Brigade бронированными автомобилями на шасси Уослси в Лондоне собирались деньги по подписке. Машины не то, что бы получились очень плохие, но реального применения они всё таки не нашли.
Wolseley CP Type Armored Car/Бронеавтомобиль на шасси Уолсли тип CP образца 1915 г.
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1915
Кол-во выпущенных: 2
Производитель: Vickers/шасси Wolseley motors
Шасси: Wolseley 30 cwt model CP type
Экипаж: 4-5 чел
Боевая масса: 4500 кг
Двигатель: 3,200 ссм, 20 л.с.
Вооружение: 1x.303 Vickers gun
Бронирование: 4,76 - 6,35 мм.
Эта статья продолжает цикл о боевых колесных машин Британской короны, предыдущую статью цикла можно почитать здесь: Часть 18. Leyland Armored Car. 1915. Частная армия сэра Виллоуби.
Британские территориальные войска - Йоменри были последней опорой монархии, пока пехота воевала в колониях и за союзников, территориальные войска должны были обеспечить защиту метрополии, одной из таких частей был Лондонская конная бригада London Mounted Brigade, кавалерийское подразделение находящееся под эгидой столицы метрополии. Уже к концу первого года войны стало понятно, что бронированные автомобили крайне хороши для обеспечения безопасности вдоль дорог и при маневренной войне. На британских островах с этим все было в порядке, состав территориальных войск был небольшим, дороги относительно неплохими, можно было вооружаться. И если на континенте срок боевой годности кавалерии приходил к концу, то для охраны побережья солдаты с винтовками на лошадях были ещё не полностью бесполезны.
И если обеспечение войск на континенте ещё как то заботило Военный департамент, то территориальные войска могли рассчитывать только на своих "шефов", которые в рамках волны патриотизма и “национальной британской идеи” оплачивали дорогие бронированные игрушки. Для обеспечения столичной бригады мэр Лондона в ноябре 1914 года объявил о создании общественного фонда в 10.000 фунтов стерлингов. На эти деньги он предполагал закупить для кавалерийской бригады шесть бронированных автомобилей, вооруженных пулемётами. А так как деньги не должны были уйти далеко от Лондона, например в Ланкашир, был выбран местный поставщик автомобилей, один из крупнейших английских производителей автомобилей - Wolseley motors, который уже получил заказ на шасси для бронеавтомобилей от морских летчиков. Тем более, что у Уолсли было очень удачное 1,5 тонное шасси - Wolseley CP type 1,5-ton.
Полуторка Уолсли не была столь проста и дешева как знаменитый FIAT-15ter, который так же массово поставлялся в Английскую армию, но зато она была прочнее и надежнее. Вместе с 1,5-тонным Лейландом, Wolseley C30 cwt model CP стал стандартным легким грузовиком Британской военной службы снабжения. Неудивительно, что 20-ти сильный грузовик был выбран для бронирования со стороны Лондонской мэрии. Но тем не менее мэрия Лондона явно переоценила возможности банковских счетов своих жителей, было собрано только чуть больше 3000 фунтов, и только 1500 фунтов было получено от частных лиц, чего хватало только на две машины.
За постройку броневиков взялась фирма Vickers Ltd через ставшую в тот момент её дочерней компанией крупнейшего производителя автомобилей в Британии - Wolseley. Заказ на две машины был оформлен 24 ноября 1914 года. Бронирование было полным, машина имела бронированную крышу и поворотную башню. Сам бронекорпус был отработан фирмой Виккерс и позднее очень похожее бронирование получали пушечные и зенитные бронемашины на шасси Пирс-Эроу и Пирлесс, корпуса для которых Виккерс поставлял через Уолсли. Ступицы колёс были прикрыты плоскими бронированными дисками. Самой интересной была конструкция пулеметной башни. Башня имела специальную амбразуру, которая позволяла применять пулемёт при больших углах возвышения, для зенитной стрельбы или стрельбы по окнам и крышах в случае городских боёв. Наклонная лобовая броня имела относительно большое смотровое окно для водителя, которое в боевых условиях было закрыто, а в транспортном положении служило крышей для смотрового окна сверху и сбоков.
Несмотря на достаточно ранний заказ в части Лондонской бригады оба броневика были переданы только в октябре 1915 года. К тому времени уже было видно, что фронт на континенте остановился, и высадка германской армии на Британские острова скорее всего невозможна. Территориальные войска снабжавшиеся по остаточному принципу не были особо довольны относительно медленными и требующими большого внимания и хорошей квалификации экипажа машинами, поэтому от них постарались избавится передав колониальным войскам, которые вели боевые действия в Африке и на Ближнем Востоке. Оба средних броневика Уолсли были переброшены на турецкий фронт в Палестину. Никакой информации о применении и дальнейшей судьбе боевых машин на шасси Wolseley 30 cwt model CP type нет.
Уже после окончания мировой войны Wolseley 30 cwt model CP type был выбран японской фирмой Сумида для выпуска первого японского серийного грузовика. В отличие от броневиков на своём шасси грузовые автомобили Wolseley были успешны.
Эта статья продолжает цикл о боевых колесных машин Британской короны, предыдущую статью цикла можно почитать здесь: На службе короны. Часть 20. Terror - Commer Armored Car 1915. Террор в Каире и на колёсах.
Источники:
Источник:
WAR CARS. British Armoured Cars in the First World War, David Fletcher, ONDON HER MAJESTY'S STATIONERY OFFICE, 1987
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_wolseley_cp.htm
https://www.keymilitary.com/article/wolseley-great-war