Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Князь-мученик Василько Константинович, оказавшись в 1238 году в монгольском плену, охарактеризовал своих пленителей как царство "глухое" и "осквернённое" и был казнён. В 1246 году черниговский князь Михаил Всеволодович повторил судьбу Василько, отказавшись кланяться языческим "прибамбасам" перед шатром Батыя. Третьим "фигурантом", пострадавшим за веру, был черниговский воевода Фёдор.
На этом скорбный мартиролог князей, достойных православной "книги Гиннеса" за их религиозное самопожертвование, исчерпывается. Все остальные большие князья и малые княжата смирились с господством монгольских моногобожников и дальше следовали их правилам.
Превращение в "улусников"
Психологически это было довольно тяжело. В конце концов, вера в те времена определяла и смысл, и стиль жизни народа. В домонгольскую эпоху князья позиционировали себя лидерами христианского социума - помазанниками Бога на земле. Теперь же они кланялись царю завоевателей и сами становились чуть ли не язычниками.
Татары не видели в этом большой беды. Они были политеистами и, как в Древнем Риме, разрешали в своем улусе всякую веру при условии, что она будет подчиняться их богам, а в церквях и монастырях будут славить их царя. Однако княжеской братии от этого было не легче.
Как только князь поклонялся "кусту" и перепрыгивал через огонь, он тут же терял самостоятельность и становился ханским "улусником". Смысл обряда в том и заключался, чтобы признать "царское" старшинство. Ну, а дальше начиналась выучка новоиспечённого "вассала"; всю жизнь ему приходилось сдавать зачёты и экзамены в университетах низкопоклонства и раболепия.
Татары диктовали князьям свою волю. Рюриковичи же должны были приспосабливаться к судьбе "подручника". Нужно было жить по чужим условиям, учиться выполнять чужие требования, быть всё время на чеку и лавировать в мутных водах ханской ставки, чтобы остаться целыми и не навлечь беды на свои княжества.
Жизнь в разъездах
С момента основания Орды жизнь князя-улусника проходила в разъездах между княжеством и городом Сараем. К хану ехали с богатыми подарками, а обратно могли и вовсе не вернуться.
К примеру, ростовский князь Борис Василькович с 1244 по 1258 годы шесть раз вызывался в Орду, где, в итоге, и скончался. Александр Ярославович Невский несколько лет провёл в путешествиях по империи монголов. В 1247-1249 годах он выезжал в Монголию к великому хану, затем ездил в Сарай в 1252, 1257 и 1258 годах. В 1462 году Невский пробыл в Орде до осени следующего года и вернулся смертельно больным. Брат Невского - Андрей Ярославович - ездил в Орду в 1247-1249 годах, 1257 и 1258 годах и так далее.
Кому милость, а кому опала
Результаты поездок князей в степное цераство-государство были разными. Ростовский князь Глеб Василькович, например, в 1256-1257 годах ездил в Монголию и прибыл оттуда на Русь с молодой женой - монгольской принцессой, принявшей ради мужа православие. Зятем хана Менгу-Тимура стал ярославский князь-изгой Фёдор Ростиславович.
Многим везло меньше. Ярослав Всеволодович был отравлен в Каракоруме. Олег Игоревич Рязанский безвыездно провёл в Орде пятнадцать лет. Многие князья лишались своих ярлыков на княжение, разорялись на подарках, которые приходилось подносить даже ханским рабам и рабыням.
Постскриптум
За годы ордынского господства над Русью наши князья надолго потеряли "пассионарность", как выразился бы Лев Гумилёв. Они сроднились с монгольской привычкой подчиняться царю и все свои вопросы решали интригой или нижайшей просьбой вкупе с огромной взяткой. И даже когда "иго" было сброшено, привычка править по-ордынски осталась и проявляется, между прочим, до сих пор.
А что вы думаете об эволюции русских князей в эпоху Золотой Орды? Могли ли они жить и действовать по-другому? Оставляйте свои ответы в комментариях, приятно будет почитать.