Сестра спросила преподобного Старца Паисия Святогорца о зависти и соперничестве:
— Геронда, по отношению к одной сестре у меня возникает чувство соперничества.
Преподобный старец Паисий Святогорец ответил:
— Знаю я, знаю кого ты имеешь в виду… Но у меня есть для тебя важная новость: я тут нечаянно узнал, у этой самой сестры к тебе бывают такие же чувства.
Желаю же вам, сёстры, чтобы вы прекратили соревноваться друг с другом, а стали ревновать по Богу, подражая пророку Илии-ревнителю, который изгнал бы из вас дух тщеславного соперничества и дал бы вам своей божественной ревности. Аминь.
— Геронда, когда во мне возникает дух соперничества, то я стараюсь взглянуть на вещи более рассудительно.
— А не лучше ли просто с самого начала не устраивать никаких «соревнований»? Это же глупо выглядит. Чтобы не поддаться духу соперничества, не требуется великих телесных подвигов, достаточно чуть-чуть поработать головой, чтобы отогнать эту страсть, ведь она относится к душе, а не к телу.
Смотри, никогда не позволяй духу соперничества тобой возобладать, потому что это может довести тебя до одной из самых тяжёлых страстей—до зависти, а от неё рукой подать до клеветы, которая гораздо хуже, чем зависть.
— Геронда, а зависть многогранна?
— Ууу, каких только граней в зависти нет!. . Есть в зависти и гордость, и эгоизм, и самолюбие… Нет в зависти любви и, естественно, нет в ней смирения.
—Значит, геронда, в том, кто завидует, не может быть любви?
— Конечно, не может! Невозможно, чтобы в одном человеке уживались одновременно зависть и любовь. Даже если у него есть немного любви, любовь его нечистая, потому что в ней полным-полно его «я».
Зависть портит, делает негодной любовь и доброту — так всё масло в кувшине становится негодным, если в нём плавает дохлая мышь.
Желаем никому не завидовать и ни с кем не соревноваться. ©Издательство «Орфограф», 2001-2021📙