Ангелина Берёзка – человек творческий. Она получила профессию закройщика-модельера, долгое время работала во флористике, писала картины, умеет и любит вязать и вышивать. В настоящее время Ангелина нашла для себя новое увлечение – она валяет игрушки и вещи из шерсти.
– Когда я овладеваю чем-то новым, мне всегда мало и хочется узнать что-то ещё. В самом начале валяние в Тамбове было совсем не распространено, и найти какие-то материалы в магазинах было проблематично, – говорит мастерица. – А сегодня совсем другая ситуация.
Ангелина Берёзка не посещала мастер-классов, не читала профильных книг. Единственное, что знала о валянии – это то, что необходима шерсть, губка и специальная иголка. Первым свалянным «шедевром» стал небольшой медведь. Хотя каждый член семьи определял вид животного на свой взгляд: кому-то оно виделось енотом, кому-то мышью…
Искусство валяния
Шерсть, как ни удивительно, по своей консистенции напоминает мягкую глину. Только глина притирается руками, а шерсть набивается иголкой и из неё можно свалять всё что угодно. Существует два типа валяния: сухое и мокрое. И то и другое – очень кропотливая работа. Мокрое валяние – используется при создании сумок, палантинов, одежды. Сухое – для кукол и картин. При этом их можно комбинировать.
Сухое валяние – это работа иглами на губке. Берётся шерсть и по мере её утрамбовки вырисовываются черты изделия. Изначально всё начинается с круга или овала и в зависимости от того, что ты хочешь сделать, набиваются где-то выпуклости, а где-то возвышенности. Игла с зазубринами входит в этот «круг» и вытягивает за собой шерсть. Так и происходит её утрамбовка.
Шерсть можно брать любого животного, называется она – кардочёс. Шерсть животного вычёсывают, промывают и раскладывают на пряди. Получается что-то напоминающее вату. Это первичная и минимальная обработка шерсти, поэтому так часто в кардочёсе можно встретить мелкие травинки.
– Несколько раз в моей практике заказчики приносили шерсть кошек и собак. Из этого также можно валять, но всё же чаще всего используется специальная шерсть. Её можно приобрести в магазине, – делится Ангелина Берёзка.
В мокром валянии шерсть раскладывается по форме, увлажняется моющим средством и раскатывается на пупырчатой плёнке скалкой. Также можно использовать вибрационную шлифовальную машину, но если в арсенале её нет, то это делается руками. При мокром валянии вещь «садится» примерно в три раза.
– Последний раз палантин я валяла весь день, делала огромную раскладку на полу – от стены до стены. Затем на старой доске для стирки белья часа 3–4 его валяешь и трёшь, комкаешь и шмякаешь. Делаешь всё что угодно, лишь бы его увалять, – говорит мастерица.
Уже после того, как вещь сделана в технике мокрого валяния, по этому изделию можно набивать какой-то орнамент.
Всё, кроме шитья
В настоящее время у Ангелины достаточно много заказов и простых покупателей. Она старается всё выполнять вовремя, но, по словам мастерицы, всё равно никогда не знаешь, каков будет конечный результат.
– Валяние для меня процесс затягивающий. Иногда трудно сказать, что получится в итоге. Садишься валять зайчика, а в середине работы понимаешь, что никакой это не зайчик, это слон, – рассказывает Ангелина Берёзка. – Несмотря на заказ, я не могу себя пересилить и делаю то, к чему лежит душа.
Сейчас Ангелина комбинирует вязание с разными видами валяния, изготавливает сумки, палантины, обувь, одежду и игрушки. Свою любимую игрушку – ангела – она создавала более двух месяцев. Этот ангел оказался совсем не таким, каким люди воспринимают образы небесных существ. Он уже немолодой, за плечами тысяча добрых дел и спасённых судеб. И он уже так устал... Всё это передают его черты лица.
– Я долго искала, на кого же сделать похожим этого ангела, чьи бы черты лица передавали мою задумку. Оказалось, что этот человек находится совсем рядом – это мой муж, – говорит Ангелина.
Муж нашей героини сидел и не шевелился, пока она его лепила. По словам Ангелины, он для неё воплощение тепла и мудрости, – настоящий ангел-хранитель. Когда вдохновение заканчивалось, мастерица откладывала его до следующего периода. Вот так потихоньку работа и подошла к концу.
В скором времени Ангелина планирует вновь писать картины:
– Кроме шитья мне нравится всё. Но шитьё очень помогает в плане создания костюмов. У меня даже самые маленькие игрушки одеты, как взрослые. То есть настоящая одежда, но только на игрушку.
Дарья Авилочкина
Фото из архива Ангелины Берёзки
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»