Найти тему

Основной вопрос философии: Бог и человек

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, — пишет Ф. Энгельс, — есть вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, — этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?»[1] .

Человека, как такового, в формулировке ОВФ, данной Ф. Энгельсом, нет. Но он присутствует в самом вопросе как источник мышления, как носитель духа. Но таким же носителем является и бог. Более того, если он существует, то является воплощением идеального, чисто духовного начала всего существующего. А природа, материальный мир — его создание и продукт творчества. Кто же из них правит миром, т.е. является, по сути, «хозяином в доме»? Если дух первичен, то — бог; если дух вторичен, — то человек, обладающий разумом.

Реальная духовность человека вторична, а материальность мира — первична. Или наоборот: мифическая духовность бога первична, и тогда материальный мир вторичен. Но такая вторичность делается мифической. Иными словами, если бог онтологизируется, то природа в той же степени идеализируется и мифологизируется, как это происходит у Гегеля.

В любом случае проблематика, очерчиваемая ОВФ, охватывает мир в целом, а решение ОВФ двумя альтернативными способами дает две альтернативные картины мироздания, а именно: либо материалистическую, либо идеалистическую. Обитателями и хозяевами этих миров становятся носители духовного начала, это либо человек, либо бог.

Бог не может быть обитателем реального материального мира, а человек — мира мифологизированного (идеального), каковым его пытается сделать (и делает) религия. Таким образом, ОВФ — это вопрос о мире и месте в нем человека. Отрицательное решение ОВФ отрицательно и для человека. В этом случае дух, оторванный от человека, главенствует в виде мифологического, божественного начала над остальным миром, вытесняя человека на задворки мироздания и закрывая тем самым гносеологическую проблематику ОВФ.

Положительное, т.е. материалистическое решение этого вопроса, напротив, раскрывает теоретико-познавательную проблематику философии. В отношении главных участников мирового процесса — материи, духа и объединяющего их в единое целое человека, нужно сказать, что они не только главные, но и исчерпывающие его содержание, насколько можно судить о нем с исторической и современной точек зрения.

Это значит, что отношение между ними очерчивает общую картину мироздания, что позволяет считать ОВФ первым, главным и даже «великим», как определял его Энгельс, вопросом. Эти определения оправданы уже тем, что ОВФ с самого начала отражает предмет философского познания и указывает на самую суть этого познания.

Если придерживаться материалистического решения ОВФ, то человек как носитель сознания с одной стороны, и представитель социально организованного материального мира с другой, опосредует и опосредствует взаимосвязь материального и духовного. Причем оба эти начала, избавленные от мифологизации, становятся, равно как и сам человек, предметом философского и общенаучного познания.

Что касается философского познания мира, то его предмет, контуры которого очерчиваются ОВФ, содержит материю, сознание и отношение между ними, реализуемые через человека, а точнее, воплощенные в нем. В отличие от общенаучного познания материя и ее противоположность — дух — рассматривается философией как реальности обобщающего характера и составляющие мировое целое, в котором никакой другой реальности уже не существует. Воплощающий собой соотношение материального и духовного начал в ОВФ, человек не выходит за пределы этих реальностей и самого ОВФ, а потому не выделяется в нем отдельной позицией.

Весь смысл обобщений, производимых понятиями «материя» и «дух», — в том, что они охватывают всю реально существующую действительность в ее многочисленных противоречивых чертах и свойствах. Противоречие, образуемое материальным и духовным началами, имеет фундаментальный характер и рассматривается обычно в онтологическом (что дает повод для дуализма) и гносеологическом аспектах.

Аспекты эти настолько связаны и переплетены друг с другом, что не могут существовать отдельно и независимо один от другого. При этом, скажем прямо, онтология духовно-индивидуального начала во многом не ясна и требует специального рассмотрения и дальнейшего изучения (см. раздел монографии «Идеальное»). С онтологией другого, материального начала, благодаря участию естествознания в познании и освоении мира, дело обстоит как будто несколько яснее и, как может показаться, проще. Позже мы к этому вернемся.

Однако и в том и в другом случае решение проблемы научно-философского понимания (и определения) материальной и духовной реальности до сих пор встречает серьезные затруднения и порождает споры.

(отрывок из книги В.И. Пернацкого "Зеркало и эхо Вселенной: теория бытия, пространство и время в философском материализме". М.: А-проджект, 2015)

Контент создан издательством «А-проджект». При использовании ссылка на первоисточник обязательна.

Книги издательства "А-проджект"

Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте

Микеланджело "Сотворение Адама"
Микеланджело "Сотворение Адама"