Взыскание морального вреда в нашей стране давно является делом привычным, никого этим не удивишь. Но часто ли вам приходилось слышать о том, чтобы какой-нибудь российский гражданин выиграл судебный процесс, взыскав, например, с некой компании-производителя сто миллионов рублей? Вот и мне не приходилось такое слышать. Зато на Западе, если верить СМИ, подобное чуть ли не в порядке вещей. Почему так происходит? Давайте разбираться вместе.
В прошлой публикации (ссылка на которую будет указана в конце настоящей статьи) мы выяснили, что входит в понятие компенсации морального вреда, в чем он заключается.
А в этой публикации мы поговорим о размере компенсации морального вреда и обстоятельствах, от которых он зависит, с точки зрения российского законодательства и судебной практики.
Сразу же оговорюсь, что никакой конкретики вы не найдете: российский законодатель не устанавливает ни минимального, ни максимального размера морального вреда. Он определяется судом исключительно в каждом случае, исходя из обстоятельств дела.
Так, при определении размеров компенсации морального вреда суд учитывает степень вины нарушителя и множество других заслуживающих внимания обстоятельств.
Помимо этого, суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред, а ведь все мы знаем, что каждый человек неповторим, поэтому и особенности у каждого свои.
В общем, учитывая все изложенное, можно резюмировать, что при рассмотрении вопроса компенсации морального вреда суд по каждому делу обязательно будет:
- выяснять характер взаимоотношений сторон;
- устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий;
- устанавливать, при каких обстоятельствах и какими действиями/бездействием нанесены нравственные или физические страдания;
- устанавливать степень вины причинителя;
- устанавливать, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим;
- устанавливать, в какой сумме потерпевший оценивает компенсацию своих нравственных или физических страданий;
- оценивать материальное положение сторон;
- учитывать то обстоятельство, что размер присужденной компенсации морального вреда должен служить восстановлению прав, а не приводить к обогащению потерпевшего и т.д.
Определение размера компенсации морального вреда относится к исключительной компетенции суда.
Это означает, что, кроме суда, размер морального вреда определить не может никто, в том числе и сам потерпевший. Поэтому, даже в случае, если потерпевший, к примеру, в иске оценит причиненный ему ущерб в сумме 500 000 рублей, суд, изучив все обстоятельства дела и доказательства, может взыскать всего 10 000 рублей.
Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных потерпевшему нравственных или физических страданий, степени вины причинителя в каждом конкретном случае.
Он не может зависеть от размера удовлетворенного иска о возмещении каких-либо материальных требований, не составляет от них какой-то процент.
Например, потерпевший взыскал с виновника убытки на сумму 300 000 рублей за испорченный ремонт в результате залития его квартиры. При этом свои моральные страдания он оценил в 100 000 рублей. Суд же взыскал с виновника компенсацию морального вреда в размере всего 10 000 рублей.
Почему так мало, спросите вы? Потому что размер морального вреда в данном случае вообще никак не был обусловлен суммой в 300 000 рублей. Принимая такое решение, суд учел, к примеру, что доход виновника составляет всего 13 000 рублей в месяц, у него на иждивении находится двое несовершеннолетних детей, супруга временно не работает по причине хронического заболевания. Суд также учел, что доход потерпевшего составляет 65 000 рублей в месяц, несовершеннолетних детей на иждивении он не имеет.
При определении размера компенсации вреда суд обязательно учтет требования разумности и справедливости, которые, конечно, являются оценочными понятиями. Например, при взыскании с причинителя вреда здоровью в результате ДТП разумность и справедливость компенсации должны определяться из оценки совокупности данных:
- об обстоятельствах причинения вреда,
- о характере травмы и вызванных ею страданиях и переживаниях потерпевшего;
- оцениваться исходя из возможности загладить денежной компенсацией эти переживания, но не приводя компенсацию морального вреда в способ материального обогащения потерпевшего.
Таким образом, российские суды во главе с Верховным Судом РФ исходят из того, что компенсация морального вреда ни при каких обстоятельствах не может являться для истца способом обогащения!
Изученная мною судебная практика и мой личный юридический опыт позволяют прийти к выводу, что компенсация морального вреда в нашей стране - это, скорее, формальность, направленная, прежде всего, на соблюдение хрупкого баланса интересов обеих сторон спора.
Надеемся, что настоящая статья была для вас полезна и ответила не только на вопрос о том, можно ли отнести компенсацию морального вреда к способу обогащения, но также и на вопрос о том, насколько возможно в нашей стране взыскание компенсации морального вреда в размерах, исчисляемых суммами с шестью нулями.
НАЧАЛО статьи читайте здесь.
Если вам понравилось, не забывайте ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на канал, это помогает его продвижению.