Найти тему

Удивительная находка в заброшенной церкви в дебрях Тверской. Бог оставил и забыл это место?

Оглавление
Фото автора, где-то в глухомани Тверской области
Фото автора, где-то в глухомани Тверской области

Привет, дорогой мой читатель!

Сегодня я расскажу вам о случайно находке, а может даже лучше сказать о случайно найденной локации (ох, сейчас у любителей правильного использования данного слова подгорит одно место).

Прошедшей зимой я дважды выезжал в одиночные поездки в Тверскую область . Такое практикую не очень часто, но видимо за год накопилось столько всякой негативной энергии, что мне захотелось аж дважды за короткий промежуток времени сесть за руль и умотать за несколько сотен километров. Дорога меня успокаивает и это некий способ медитации что ли.

Уже не в первый раз выбор был сделан в пользу Бежецка в Тверской области. Во-первых, вокруг него разбросано очень много интересных заброшенных объектов (школы, церкви), во-вторых, в самом городе стоит заброшенный особняк, в который забраться я очень давно хотел забраться.

В особняк я в итоге забрался, правда не без приключений и не без знакомства с правоохранительными органами. Эту историю, если вы пропустили, можно почитать ниже по ссылке:

Внутри особняка Неворотиных
Внутри особняка Неворотиных

В общем, одна жирная точка на моей карте была закрыта, но впереди меня ждало еще более интересное место. Перед поездкой я купил у коллеги координаты заброшенной школы, которая находится как раз недалеко от Бежецка. Она интересна была своим сохраном и большим количеством артефактов. Туда то я и направился.

Вот такая красота у меня была по пути
Вот такая красота у меня была по пути

Дороги впереди меня ждали исключительно грунтовые, но это меня не пугало, так как и машинка у меня теперь повыше и посерьёзнее нежели VW Polo, да и зимой в дебрях ездить не так страшно, так как все эти ямы и колдобины заполняются снегом.

Забегу вперед и скажу, что в школу я в итоге попали и о потраченных средствах ничуть не пожалел. Ведь там действительно оказалось очень атмосферно и очень много инвентаря осталось на месте. Статью о ней я уже писал, но если кто-то хочет вспомнить или пропустил, то велкам ниже по ссылке:

Заброшенная школа, Тверская область
Заброшенная школа, Тверская область

И вот я мчу по этому заснеженному грунту и вижу, что справа виднеется купол колокольни. Странно, ведь я старался отмечать все заброшенные церкви на своем пути, а эту пропустил.

Интернета не было от слова совсем, поэтому я не смог проверить и погуглить, а стоит ли церковь того, чтобы идти к ней по сугробам около 500 метров. Дороги к ней не было и только колея, виднеющаяся под снегом, говорила о том, что какие-то трактора туда все таки иногда ездят.

Следы мои, фото сделано уже по возвращению
Следы мои, фото сделано уже по возвращению

Казалось, что дойти до нее не составит большого труда, но не тут то было. Местами ноги проваливались по колено в сне, поэтому эти 500 метров дались не слишком просто. Да и следы каких-то зверей (непонятно собачьи или волчьи), которые виднелись чуть правее от колеи, не добавляли особо оптимизма.

Фото автора
Фото автора

Не знаю, сколько я затратил времени, чтобы наконец-то дойти до церкви, но решил передохнуть перед посещением "внутрянки", а чтобы время просто так не терять, решил отснять церковь сверху с помощью квадрокоптера. В карусели несколько снимков, листайте.

Немного исторической справки, которую мне все же удалось сразу при появлении интернета на своем пути, почитать:

Памятник архитектуры местного значения "Казанская церковь с росписью и иконостасом" выстроен в 1800 году. Храм имел три престола: холодный Казанской Божией Матери; теплые: южный - Алексия Митрополита Московского, северный - Святителя Николая. Прихожан по состоянию на 1914 год в деревнях: Горка, Грудино, Прокино, Каменное, Старое Гвоздино, Рудихово, Василево, Починки - 1159 мужчин, 1319 женщин.
Симметричный относительно продольной оси храм представляет собой барочный неравносторонний восьмерик с узкими диагональными гранями на приземистом двусветном четверике, к которому с востока примыкает граненая апсида. Купол восьмерика венчала главка, поставленная на глухой восьмигранный барабан. Любопытен декор основного объема и алтарной апсиды, выполненный с использованием классицистских элементов, как то лопатки, филенки, рустовка и фронтоны. С запада к основному объему храма примыкают более поздние (вторая половина XIX века) обширная трапезная со скругленными углами и высокая четырехъярусная колокольня, выполненные в псевдоклассицистских формах. Боковые фасады трапезной расчленены пилястрами на три прясла, среднее из которых завершено фронтоном.
Нижний четверик колокольни, прорезанный по сторонам арочными проемами и круглыми окнами второго света, оформлен по углам спаренными пилястрами и завершен аттиком с треугольными фронтонами. Три верхних яруса колокольни по аналогии с основным объемом представляют собой неравносторонние восьмерики с глухими диагональными гранями, прорезанные по сторонам света высокими арочными проемами. Украшают фасады двухпилястровые портики, завершенные на втором и третьем ярусах фронтонами. Четвертый ярус фронтонов не имеет и венчается массивным граненным луковичным куполом в русско-византийском стиле.
Под сводами трапезной фрагментарно сохранилась храмовая живопись в духе позднего академизма. В основном объеме храма практически полностью сохранилась роспись, предположительно - последней трети XIX века, которая примечательна, в первую очередь, богатым архитектурно-живописным гризайлевым декором охристых тонов.
Наиболее роскошно оформлена западная стена, арочный проем которой выделен рисованным ризалитом: на переднем плане изображены две ниши-экседры со скульптурами святых в полный рост, а над аркой - "Нагорная проповедь" в богатой орнаментальной раме. На боковых стенах основного объема изображены сюжеты на тему заповедей блаженства с подписями на церковнославянском. Восьмерик расписан сюжетами, иллюстрирующими основную христианскую молитву "Отче наш". На восточной стене основного объема храма сохранились три верхних яруса четырехярусного иконостаса выполненного в стиле классицизма.
https://sobory.ru/

Фото автора
Фото автора

Ну что же идем внутрь. Сразу становится понятно, что многие росписи уже утрачены, что разрушения уже настолько серьезны, что о реставрации и говорить не приходится.

Фото автора
Фото автора

Хотя, положа руку на сердце, давайте на чистоту. Ну кому тут нужна такая большая каменная церковь. Людей в округе нет, прихода нет. Я понимаю, чтл это некий памятник, что это, если мы говорим об архитектуре, очень красиво. Но кому ценить эту красоту здесь и смысл вкладывать десятки миллионов (а может и сотни) в восстановление этой было красоты.

Фото автора
Фото автора

При посещении всех этих забытых мест, меня до сих пор удивляет размах, с которым в 18-19 веках строили церкви в таких местах. Смотришь на современные новые православные храмы и только махаешь рукой. РПЦ клепает их чуть ли не каждый день и видимо цель стоит не в качестве, а в количестве.

Фото автора
Фото автора

Жаль, что многочленные фрески и росписи почти все канули в лету. Сохранившиеся элементы иконостасов и росписи меня больше всего впечатляют в заброшенных церквях. Это безумно красиво, даже под соусом всего этого упадка и тлена.

Вот несколько примеров того, что меня, как фотографа, привлекает в этих церквях:

Но что меня поразило именно в этой Казанской церкви, так это случайно найденный треснутый лик Иисуса на потолке.

Фото автора
Фото автора

Это было очень пронзительно, все вокруг обвалилось, а он еще держится. Сюжет росписи уже практически не угадать, но тем не менее смотрелось это и прекрасно и грустно одновременно.

Сразу какие-то аллегории пришли на ум и метафоры, ну и мысль о том, что Бог уже оставил это место и что время гораздо сильнее.

Кстати, в сети я нашел фотографии росписей, которые были когда-то в храме и Иисуса в более сохраненном виде. хотя 8 лет назад (а фотографии датированы 2013 годом) он уже дал трещину.

Несколько снимков с сайта sobory.ru:

Всей этой красоты ваш покорный слуга уже не застал, как вы поняли, но все равно считаю, что проделал сюда путь не зря и эмоции получил от увиденного колоссальные!