Привет, дорогой мой читатель!
Сегодня я расскажу вам о случайно находке, а может даже лучше сказать о случайно найденной локации (ох, сейчас у любителей правильного использования данного слова подгорит одно место).
Прошедшей зимой я дважды выезжал в одиночные поездки в Тверскую область . Такое практикую не очень часто, но видимо за год накопилось столько всякой негативной энергии, что мне захотелось аж дважды за короткий промежуток времени сесть за руль и умотать за несколько сотен километров. Дорога меня успокаивает и это некий способ медитации что ли.
Уже не в первый раз выбор был сделан в пользу Бежецка в Тверской области. Во-первых, вокруг него разбросано очень много интересных заброшенных объектов (школы, церкви), во-вторых, в самом городе стоит заброшенный особняк, в который забраться я очень давно хотел забраться.
В особняк я в итоге забрался, правда не без приключений и не без знакомства с правоохранительными органами. Эту историю, если вы пропустили, можно почитать ниже по ссылке:
В общем, одна жирная точка на моей карте была закрыта, но впереди меня ждало еще более интересное место. Перед поездкой я купил у коллеги координаты заброшенной школы, которая находится как раз недалеко от Бежецка. Она интересна была своим сохраном и большим количеством артефактов. Туда то я и направился.
Дороги впереди меня ждали исключительно грунтовые, но это меня не пугало, так как и машинка у меня теперь повыше и посерьёзнее нежели VW Polo, да и зимой в дебрях ездить не так страшно, так как все эти ямы и колдобины заполняются снегом.
Забегу вперед и скажу, что в школу я в итоге попали и о потраченных средствах ничуть не пожалел. Ведь там действительно оказалось очень атмосферно и очень много инвентаря осталось на месте. Статью о ней я уже писал, но если кто-то хочет вспомнить или пропустил, то велкам ниже по ссылке:
И вот я мчу по этому заснеженному грунту и вижу, что справа виднеется купол колокольни. Странно, ведь я старался отмечать все заброшенные церкви на своем пути, а эту пропустил.
Интернета не было от слова совсем, поэтому я не смог проверить и погуглить, а стоит ли церковь того, чтобы идти к ней по сугробам около 500 метров. Дороги к ней не было и только колея, виднеющаяся под снегом, говорила о том, что какие-то трактора туда все таки иногда ездят.
Казалось, что дойти до нее не составит большого труда, но не тут то было. Местами ноги проваливались по колено в сне, поэтому эти 500 метров дались не слишком просто. Да и следы каких-то зверей (непонятно собачьи или волчьи), которые виднелись чуть правее от колеи, не добавляли особо оптимизма.
Не знаю, сколько я затратил времени, чтобы наконец-то дойти до церкви, но решил передохнуть перед посещением "внутрянки", а чтобы время просто так не терять, решил отснять церковь сверху с помощью квадрокоптера. В карусели несколько снимков, листайте.
Немного исторической справки, которую мне все же удалось сразу при появлении интернета на своем пути, почитать:
Памятник архитектуры местного значения "Казанская церковь с росписью и иконостасом" выстроен в 1800 году. Храм имел три престола: холодный Казанской Божией Матери; теплые: южный - Алексия Митрополита Московского, северный - Святителя Николая. Прихожан по состоянию на 1914 год в деревнях: Горка, Грудино, Прокино, Каменное, Старое Гвоздино, Рудихово, Василево, Починки - 1159 мужчин, 1319 женщин.
Симметричный относительно продольной оси храм представляет собой барочный неравносторонний восьмерик с узкими диагональными гранями на приземистом двусветном четверике, к которому с востока примыкает граненая апсида. Купол восьмерика венчала главка, поставленная на глухой восьмигранный барабан. Любопытен декор основного объема и алтарной апсиды, выполненный с использованием классицистских элементов, как то лопатки, филенки, рустовка и фронтоны. С запада к основному объему храма примыкают более поздние (вторая половина XIX века) обширная трапезная со скругленными углами и высокая четырехъярусная колокольня, выполненные в псевдоклассицистских формах. Боковые фасады трапезной расчленены пилястрами на три прясла, среднее из которых завершено фронтоном.
Нижний четверик колокольни, прорезанный по сторонам арочными проемами и круглыми окнами второго света, оформлен по углам спаренными пилястрами и завершен аттиком с треугольными фронтонами. Три верхних яруса колокольни по аналогии с основным объемом представляют собой неравносторонние восьмерики с глухими диагональными гранями, прорезанные по сторонам света высокими арочными проемами. Украшают фасады двухпилястровые портики, завершенные на втором и третьем ярусах фронтонами. Четвертый ярус фронтонов не имеет и венчается массивным граненным луковичным куполом в русско-византийском стиле.
Под сводами трапезной фрагментарно сохранилась храмовая живопись в духе позднего академизма. В основном объеме храма практически полностью сохранилась роспись, предположительно - последней трети XIX века, которая примечательна, в первую очередь, богатым архитектурно-живописным гризайлевым декором охристых тонов.
Наиболее роскошно оформлена западная стена, арочный проем которой выделен рисованным ризалитом: на переднем плане изображены две ниши-экседры со скульптурами святых в полный рост, а над аркой - "Нагорная проповедь" в богатой орнаментальной раме. На боковых стенах основного объема изображены сюжеты на тему заповедей блаженства с подписями на церковнославянском. Восьмерик расписан сюжетами, иллюстрирующими основную христианскую молитву "Отче наш". На восточной стене основного объема храма сохранились три верхних яруса четырехярусного иконостаса выполненного в стиле классицизма.
https://sobory.ru/
Ну что же идем внутрь. Сразу становится понятно, что многие росписи уже утрачены, что разрушения уже настолько серьезны, что о реставрации и говорить не приходится.
Хотя, положа руку на сердце, давайте на чистоту. Ну кому тут нужна такая большая каменная церковь. Людей в округе нет, прихода нет. Я понимаю, чтл это некий памятник, что это, если мы говорим об архитектуре, очень красиво. Но кому ценить эту красоту здесь и смысл вкладывать десятки миллионов (а может и сотни) в восстановление этой было красоты.
При посещении всех этих забытых мест, меня до сих пор удивляет размах, с которым в 18-19 веках строили церкви в таких местах. Смотришь на современные новые православные храмы и только махаешь рукой. РПЦ клепает их чуть ли не каждый день и видимо цель стоит не в качестве, а в количестве.
Жаль, что многочленные фрески и росписи почти все канули в лету. Сохранившиеся элементы иконостасов и росписи меня больше всего впечатляют в заброшенных церквях. Это безумно красиво, даже под соусом всего этого упадка и тлена.
Вот несколько примеров того, что меня, как фотографа, привлекает в этих церквях:
Но что меня поразило именно в этой Казанской церкви, так это случайно найденный треснутый лик Иисуса на потолке.
Это было очень пронзительно, все вокруг обвалилось, а он еще держится. Сюжет росписи уже практически не угадать, но тем не менее смотрелось это и прекрасно и грустно одновременно.
Сразу какие-то аллегории пришли на ум и метафоры, ну и мысль о том, что Бог уже оставил это место и что время гораздо сильнее.
Кстати, в сети я нашел фотографии росписей, которые были когда-то в храме и Иисуса в более сохраненном виде. хотя 8 лет назад (а фотографии датированы 2013 годом) он уже дал трещину.
Несколько снимков с сайта sobory.ru: