Вопрос: Монтессори педагогика была создана для детей с отклонениями в развитии и по-прежнему Монтессори сады и школы действуют так, не для нормальных современных детей...
Ответ: Это очень известное заблуждение, как говорится, "с бородой" уже. Нужно совсем не знать о том, что происходит в современных Монтессори садах и школах, чтобы такое утверждать. Тем не менее находятся утверждающие так, уверенные в себе люди, не имеющие никакой подготовки и отношения к Монтессори подходу вообще — счастья им!
Я имела удачу обучаться на международном курсе у двух замечательных Монтессори педагогов и многодетных мам, которые являются ученицами Элизабет Каспари — близкой подруги и ученицы самой Марии Монтессори, и которые практикуют в сфере Монтессори педагогики более 30 и 40 лет каждая. Постараюсь кратко обрисовать ситуацию, как я её поняла, обучаясь у них. Итак...
Мария Монтессори, гениальная женщина, объездившая практически все страны мира и дружившая с самыми выдающими личностями своего времени из разных стран, получила медицинское образование и специализировалась на хирургии и психиатрии, блестяще завершив обучение по обеим кафедрам. Она не планировала заниматься педагогикой. Более того, когда она только заявила своим родителям, что собирается поступать в Римский Университет на медицинский факультет, они её отговаривали и предлагали заняться педагогикой, так как этот род занятий был доступен для женщин в то время в Италии, в отличие от медицины. Врачами могли становиться только мужчины. Добившись поступления в Университет, Марии приходилось учиться, преодолевая массу препятствий и трудностей, и намного лучше своих сокурсников. При получении диплома, когда она говорила свою речь выпускника, все педагоги, выпускники мужчины и присутствующие гости аплодировали ей и её блестящему, очевидному успеху.
Став врачом, Мария получила возможность медицинской практики. В том числе, она посещала по роду деятельности заведения, где содержались умалишенные женщины. Психиатрия была на тот момент карательной, условия содержания очень тяжелыми. Для детей специальных учреждений не было, они содержались вместе с женщинами. Мария всегда была наблюдательной и с детства отличалась способностью, умением смотреть "глазами сердца". Она обратила внимание на то, что бедные дети возятся на полу, что-то собирая. Её коллега отметила это, как некое животное поведение. Но Мария заметила, что дети собирали хлебные крошки и пытались из них что-то лепить. Наблюдения привели Марию к выводу, что дети "рукоразумны" - то есть, для развития им необходимо много действовать руками. И нужно, чтобы было чем заниматься, нужны материалы для действий руками.
Марию очень любили простые люди, за её человечность и доброту не на словах, а не деле. Ведь ей достались в практику самые бедные районы. И она честно, от всего сердца служила всем чем могла, гораздо более своего врачебного долга.
Монтессори выступала со своими наблюдениями по поводу рабского женского и детского труда, необходимости обучения детей, в том числе упоминала и об этом своём открытии детского развития через работу руками. (К сожалению, в итальянском слова "ум" и "разум" пишутся одинаково и поэтому при переводе упускаются многие тонкости.)
О М.Монтессори и её выступлениях много писали в газетах. В итоге ей предложили собрать детей из подобных учреждений и заняться ими. Мария становится директором и педагогом ортофренической школы. Два года она занимается так называемыми "умалишёнными" детьми, придумывая и изыскивая из уже известной педагогической практики, предоставляя им различные занятия для рук, давая им возможность приобрести полезные навыки и знания по возрасту. Она очень быстро поняла, что дети, с которыми она занималась, не имеют никаких психических отклонений. Они просто были никому не нужны, их попросту некуда было деть, и ими никто не занимался. Это были социально запущенные, как бы выпавшие из жизни дети.
И это не просто слова, а неоспоримый ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ! Как это было доказано?
Через два года занятий Мария Монтессори обратилась за разрешением, чтобы детям сиротам, с которыми она занималась, чиновники от образования позволили пройти государственные тесты, которые сдавали все дети перед поступлением в школу. Домашние дети занимались с репетиторами, как бы сейчас сказали, на дому, по обычным для того времени программам.
Монтессори не без труда добилась разрешения, доказав, что если её дети действительно ненормальные, то система образования ничем не рискует, разрешив им пройти тесты. Каково же было изумление проверяющих, когда они, не один раз перепроверив, убедились в том, что эти так называемые "ненормальные" дети сдали тесты на порядок лучше, оставив позади всех домашних "нормальных" детей. На следующие день весть об успехе быстро разнеслась и Университет рукоплескал Марии. Но она только рассердилась, сказав примерно следующее: "Не понимаю чему вы так радуетесь. Лучше скажите мне, что не так с нашей системой образования, раз мои так называемые "ненормальные" дети сдали тесты настолько лучше домашних, здоровых, обихоженных и облюбленных детей, с которыми занимались лучшие репетиторы!"
Эти два года напряжённой, с утра до вечера практической работы, стали базовыми в дальнейших исследованиях Марии Монтессори. Затем ей поступило предложение создать садик для детей рабочего квартала. Это были дети из небогатых семей, но уже не имеющие даже формального отношения к психиатрии. Мария Монтессори сделала вывод, что её подход прекрасно работает для здоровых, обычных домашних детей. Сорок лет она посвятила детям. И только в начале своей карьеры занималась собственно медициной и социально запущенными детьми.
Впоследствии её так же интересовали особо одарённые дети и то, как можно их обучать, чтобы их развитие не тормозилось искусственно в общей массе занимающихся. Индивидуальный подход в обучении, в сочетании с сохранением общения и сотрудничества детей разного уровня одарённости, отличает Монтессори метод.
На данный момент ВСЕ садики и школы, практикующие Монтессори педагогику, занимаются только нормальными здоровыми детьми. Особенными детьми занимается Монтессори терапия, которую практикуют только лица, имеющие обязательное медицинское образование и специальную Монтессори подготовку. Этот подход значительно отличается и по используемым развивающим пособиям, и по обустройству развивающей среды, и по методическим приёмам взаимодейтсвия с детками, с учётом специфики их отличий от обычных детей. И я даже не знаю ни одного такого специализированного центра у нас, скажем, в Санкт-Петербурге. Это совершенно другая сфера деятельности.
Надежда Нога. 08.03.2021
Архивное фото — первый садик Марии Монтессори, с собственным огороженным двориком, в рабочем квартале Сан-Лоренцо.
Люди приходили смотреть на чудо — дети не носятся, не орут, не дерутся, а с удовольствием сами занимаются, и их никто не заставляет, не понукает, не наказывает...
Для каких детей подходит Монтессори педагогика
24 марта 202124 мар 2021
112
5 мин