(некраткая аннотация)
Над землей заря алеет,
Время звезды рассыпать.
Мальчик вовсе не болеет,
Мальчик просто хочет спать…
В. Крапивин. Полосатый жираф Алик.
Продолжение серии статей о книгах, которые живут вне времени и пространства. Книги для души. Сегодня вашему вниманию представлен отзыв читателя влюбленного в книги Владислава Крапивина.
Минька Порох посеял и вырастил на своей планете высокую траву. Понимаете, живую! Под названием «Венерин башмачок». Никто сперва не поверил…
Этими словами начинается одна из самых грустных сказок про детей для взрослых Владислава Крапивина (Межзвёздная повесть, как он сам её назвал). Сразу же мы видим всех героев. Это третьеклассник Минька Порох – смирный человек; это девочки – Алёнка и Вероника (Сырая Веранда); это Максим по прозвищу Голован; это правдолюб Кирилка Санин; бывший беспризорник Коптилка, он же Валера; это музыкант Доня Маккейчик, полное имя которого Ардоналд; и конечно, восьмилетний коричневый парень Локки из неизвестных южных мест.
Автор сразу же начинает рассказ об этих простых ребятах, живущих на неведомых астероидах и умеющих творить чудеса. Правда интересная сказка? Только есть одно но…
Практически с первых слов мы ненавязчиво, полунамёками, а потом и прямо, узнаём, что все эти весёлые и вообще-то обыкновенные дети попали в этот сказочный мир не по волшебству или в результате научных открытий будущего, а из-за своей… гибели.
Пустырь обрывался у заросшей ромашками канавы, за которой сразу, вплотную, – дорога. Каcловское шоссе… Эх, Минька, Минька. Ему бы перейти канаву осторожно и глянуть налево: нет ли машин? А он в рассеянности сходу перемахнул кювет и по инерции – на проезжую часть. Ну и вот… Ладно, об этом потом. Или лучше не надо совсем.
Или
Коптилке, казалось бы, чего опасаться? Не беспризорник теперь, вполне законный человек. Но страх перед милицией сидел в нем с младенчества. Коптилка сперва обмер, а потом – бежать!
– А ну, стой, сявка! – И за спиной: топ, топ, топ!
Коптилка мчался через свалку, где кое-как был зарыт строительный мусор. И вот – ногой за проволоку, виском – о срез железной балки…
И такая история у каждого.
Ребята не унывают. Они строят на своих домах-планетках любые (пусть и недолговечные) сооружения, играют друг с другом и ведут «войну» с непонятным существом, которое называет себя:
«великий и непобедимый, грозный и безжалостный, черный и многолапый» Ужас Вселенной – Рыкко Аккабалдо.
Рыкко Аккабалдо был странное существо. Вернее, «существо-вещество-естество» – так он сам называл себя. Существо – потому что живая мыслящая личность. Вещество – потому что он, Рыкко, состоял (по его словам) из всех веществ, которые только есть во Вселенной. А естество – это его натура, его характер. Какой именно характер – вы и сами уже поняли.
Голован говорил, что Рыкко, скорее всего обычный сторожевой дракон из пространства Черных Пирамид.
Насчет Рыкко он «выдвинул гипотезу», что «этот тип» по вредности характера не ужился с другими драконами, и его выгнали из пространства Черных Пирамид.
– Или сам ушел в другие миры. Потому что индивидуалист. Отыскал во Вселенной такое пространство, где никого похожих на него нет, и объявил себя единственным и неповторимым…
В самом деле, Рыкко Аккабалдо заявлял не раз, что он единственное в Мироздании такое вот черное и бесконечно громадное существо-вещество-естество. Мало того! Он объявил себя носителем Мирового Зла.
– Потому что, – рычал он, – Зло так же необходимо, как Добро. Для равновесия Вселенной. Без такого равновесия она рассыплется и наступит конец света.
Но есть одна запретная тема – воспоминания о прошлой жизни – ведь обратной дороги нет . Нельзя говорить об этом вслух мысли следует гнать прочь, а то придёт Серая Печаль (страшная тоска по родным и близким, по дому) и многие дни или мгновения (время в безвременье понятие относительное) мальчик или девочка будет испытывать душевные муки.
Но есть одно исключение – полосатый жираф Алик. Единственная настоящая, непридуманная игрушка на астероидах.
Аленка подошла сбоку к насупленному Коптилке и шепотом попросила:
– Валерик, ты не мог бы дать мне твоего жирафа? Я вечером поиграю, а утром отдам…
В прошлом рассказе про Коптилку – как он появился на астероидах – оказалась пропущена одна деталь.
На свалке, кроме строительного мусора, хватало всякого другого барахла – поломанной мебели, битой посуды, рваных матрасов и тряпья. И вот среди автомобильных покрышек и лопнувших цветочных горшков Коптилка увидел старую, местами порванную тряпичную игрушку.
Коптилки сроду не было своих игрушек. В интернатах и детприемниках они ведь общие. А тут – вон какой подарок! И Коптилка сразу решил, что назовет полосатого жирафчика Аликом – в память о теткином одноухом коте, к которому он, Коптилка, успел привязаться, но который несколько дней назад исчез из дома…
Так он и стоял с Аликом на руках – туловище на груди, шея на плече, жирафья головка тыкается губами в ухо – когда парни с дубинками окликнули его. Окликнули – и он побежал… И оказался здесь вместе со своей единственной в жизни игрушкой.
…Жители астероидов могли придумать любые игрушки. Живые существа не получались, а игрушки – сколько хотите! И они не исчезали, это ведь не стебельки и листики…
Но вот беда – развлечения с такими игрушками быстро надоедали.
А потрепанный жирафчик Алик, неумело заштопанный Коптилкой, не надоедал. Он был настоящий. Он был оттуда. Тот, кто оставался с Аликом один на один, порой прижимал его к груди и что-то шептал в маленькие уши, сделанные из кожанных язычков от кроссовок. Это, когда Коптилка разрешал другим поиграть со своим жирафом. Все любили такие игры, в том числе и серьезный, знакомый со всякими науками Голован. Но Коптилка даже на короткое время отдавал Алика неохотно.
Но вот случается что-то новое…
До сих пор обо всем, что было, я рассказывал с чужих слов. А с этого момента начинаю «от своего я». Потому что я и есть новичок. Тот, кому Голован сказал: «Не бойся. Страшное позади».
Новый герой появляется на страницах книги неожиданно. Читатель уже привыкает к постоянному миру астероидов, к бесконечному, но однообразному миру. Где всё доступно, но в то же время скучно и не интересно. Где любые забавы и развлечения всего лишь средство от Серой Печали. И вдруг он – Вовка Семыгин, почти двенадцати лет. Мальчик, умеющий задавать вопросы. Да, сначала он ведёт себя, как и другие ребята. Но проходит совсем немного времени и вопросы возникают сами собой.
Вся необъятность космической пустоты вдруг вошла в меня и… нет, не испугала, а как-то оглушила. Своей безысходностью.
Зачем вся эта громадная красота? Для кого? Для нас, семерых пацанов и двух девчонок? Для Рыкко?
«Обратной дороги нет»… А путь вперед – есть? Мы здесь – зачем? По каким законам Вселенной? Или не по законам, а просто так?
Я не хочу! Лучше уж Абсолютное Ничто! В нем не помнишь, не чувствуешь, в нем тебя просто нет. Ничего нет. И Серой Печали…
И он не просто задаёт вопросы, он действует! Вовка вместе с друзьями мастерит Корабль. Да-да, именно Корабль, с самой большой буквы! Ведь сделан он из Мирового Света противоположности Абсолютного Ничто.
– Знаете что? А может быть… оно все-таки есть, это… Абсолютное Ничто? Тогда этот свет… он – наоборот…
Вот! Ничто – это ничто, а он – всё. Мировой Свет! Абсолютное Всё!
Фигура клипера – словно вырезанная из черной фанеры – опрокинулась и отлетела в сторону, пропала... В небе засиял золотой корабль!
Все вместе друзья отправляются в путешествие на Планету Некусачих Собак за щенком для девочки Алёнки. Рыкко Аккабалдо, естественно, пытается им помешать, но… разве можно помешать человеку, у которого появляется цель, пусть он и ребёнок. Герои достигают цели своего путешествия и теряют Золотой Корабль, который топит коварный Рыкко.
– Корабль-то мы поднимем и восстановим, – сказал Голован. – Придется, конечно, повозиться, это ведь не там, не в Поясе, но как-нибудь справимся… А что потом? Возвращаться на астероиды?
Я посмотрел на ребят и понял: никто не хочет возвращаться. Даже Веранда. И я не хотел. Было там беззаботно и… безнадежно. Хотя и весело порой. И красиво. Мы там всё могли. То есть почти всё. Только – зачем?..
Цель достигнута, но это означает лишь одно – возвращение в безысходность. А кого же прельстит такое? И тут возникает то слово, тот из основных столпов фантастического творчества Владислава Крапивина, то понятие, которое звучит, как ДОРОГА.
– «Обратной дороги нет». Но есть просто Дорога…
– Дорога? Это Всеобщий Звездный Путь. Он идет по всем мирам…
– Ну и что? – негромко сказал Голован.
– Ну и то… По Дороге можно прийти куда угодно. И встретить кого хочешь. Были бы желание и терпение… Другое дело, что не каждый может попасть на нее.
И конечно ребята отправляются в путь. Если можно прийти куда угодно, то тут же появляется робкая надежда.
Иногда она пролегала по бесконечному арочному мосту, повисшему в пустоте, среди созвездий. И тогда на нас опять дышал космос. Дышал настоящим холодом, не то, что на астероидах. Иногда она вела нас по каньонам – такая глубина была там, что небо казалось узкой щелью. Порой мы шли по краю воронок, где пространство завихрялось и уходило в черную глубину… Но бывало и так, что Дорога превращалась в обычный проселок среди лугов и перелесков. С ромашками в колеях. И тогда было замечательно: бабочки, всякие пичуги в листве, а в небольшом отдалении – деревни с колокольнями и мельницами…
В конце концов друзья достигают цели. Они возвращаются в наш мир в тот самый миг, который унёс их в прошлый раз, но с более благоприятным исходом. И вроде бы всё хорошо, но Крапивин не был бы Крапивиным если бы его сказка заканчивалась облегчённым «Уф-ф-ф…».
В конце июня ко мне пришел полосатый жираф Алик. Ночью.
Вероника снова гибнет (в результате теракта) и Вовка и Минька без страха и сомнения готовы броситься к ней на помощь, ведь они уже знают, что возможно всё. У мальчишек есть маленькие кораблики, подаренные на прощанье Рыкко Аккабалдо, и способные доставить их обратно на астероиды. Но не это главное. Главное, то, о чём думает мальчик в конце книги:
А я наконец понял, чего я боюсь. Не дальнего полета, не всякой там неизвестности, не долгого обратного пути по Дороге. Я боялся, что ничего сейчас не получится с кораблем Рыкко Аккабалдо.
Тогда что?
«Ладно, не юли», – сказал я себе.
Потому что я знал и другой путь. И знал, что Миньке он тоже известен.
Не так уж это и трудно, пока по всей Земле рвутся снаряды и мины…
Все изображения из открытых источников.
В серии "Книги для души" вышли несколько статей: