Найти в Дзене
Прекрасное Далёко

Натюрморт на пленэре. Особенности работы при весеннем солнце.

Приходит весна и возникает естественное желание выбраться из своей мастерской куда-нибудь на пленэр. Самое время написать натюрморт на улице, как промежуточное звено между походами вдаль и стационарной работой.

Фото автора. Тяглова Н. В. "Натюрморт с тыквами".
Фото автора. Тяглова Н. В. "Натюрморт с тыквами".

Работа на пленэре имеет ряд особенностей. Самое главное это постоянно меняющаяся световоздушная среда, где появляются или пропадают множество цветовых оттенков.

Поэтому если вы решили писать натюрморт на пленэре и формат холста достаточно большой необходимо рассчитывать, чтобы пару дней погода была одинаковая, и дала возможность дописать работу.

На всякий случай перед началом работы красками, нужно сфотографировать постановку, как контрольный вариант освещения и отношений.

На пленэре необходимо работать быстро, в технике ала прима, но это допускает после того, как все отношения проработаны, начать прописку деталей от куска.

Я обычно пишу пленэрные натюрморты 2 -3 дня, потом отставляю до полного высыхания красочного слоя, для отдыха глаз от работы. Затем дописываю небольшие мелочи или исправляю недочеты, не трогая основную поверхность картины.

Фото автора. Процесс работы.
Фото автора. Процесс работы.

Самая большая сложность весной – это своеобразный солнечный свет. Он на ярком солнце теплый на предметах, а тень соответственно – холодная. Рефлексы зависят от окружающей среды, теплые и холодные.

Только чуть нашла легкая весенняя пелена, и солнечный свет, хотя и продолжает отбрасывать тени, становится холодным. Тени сразу получаются теплыми. Такая круговерть может быть в течение дня несколько раз.

Это эффект весеннего солнца. Его свет отличается от солнца жаркого летнего дня. Даже когда он теплый, он не такой, как летом, а прозрачно холодный с легкой теплотой.

Задача художника на весеннем пленэре не запутаться в этих противоречивых цветовых отношениях. Это достаточно сложно, если хочется написать сочный, освещенный солнцем натюрморт из ярких предметов.

В этой путанице, нужно всегда держать в голове, какой же мы пишем свет в натюрморте, и даже если освещение чуть поменялось, дорабатывать отношения в этюде, с учетом изначального состояния световоздушной среды.

После пленэра я обычно всегда сравниваю фотографию и написанный этюд. Конечно, она искажает восприятие, но помогает выявить ошибки в работе. Особенно хорошо видно через мерную яркость цвета и неправильные тональные отношения.

Весенние этюды иногда кажутся разбеленными, само состояние природы кругом прозрачное и неяркое, даже на солнце. По крайней мере, такое состояние характерно для марта, начало апреля на юге России. Я всегда балансирую на грани, пытаясь уловить весеннюю нежность и яркость весеннего дня. Мне хочется писать ярче, а кругом сложные смеси цвета.

Самое главное в весеннем этюде, это контроль над отношениями тепло холодностью. Здесь нельзя писать только на эмоциях. В противном случае получится, что один предмет освещен теплым светом, другой – холодным. Одним словом путаница.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все комментарии и вопросы.