Найти в Дзене
Не забудь-ка

Одушевлённость-неодушевлённость существительных. Только не нужно кидать в меня тапками:)

«Да щас!» - прилетело мне от любимого учителя начальных классов, когда мы стали обсуждать, что слова «робот» и «кукла» в современной научной среде считаются одушевлёнными существительными😊

В школе, как правило, одушевлённость-неодушевлённость объясняют так:

- существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются ОДУШЕВЛЁННЫМИ,

- существительные, которые отвечают на вопрос Что?, называются НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.

И, безусловно, одушевлённость определяется с учетом значения слова. Пример – «лисички»: это могут быть как грибы, так и животные, всё зависит от смысла.

По более «продвинутым» программам обучения, помимо этого, ребят подводят к выводу о том, что во множественном числе (а в мужском роде ещё и в единственном числе)

у ОДУШЕВЛЁННЫХ существительных совпадают окончания винительного и родительного падежей,

у НЕОДУШЕВЛЁННЫХ – винительного и именительного.

И дают ещё один способ определения одушевлённости-неодушевлённости слова.

Чтобы определить, одушевлённое существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму множественного числа винительного падежа, а для мужского рода – в форму единственного числа винительного падежа:
у ОДУШЕВЛЁННЫХ В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.:
вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек;
у НЕОДУШЕВЛЁННЫХ В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.:
вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.

Что же такое «одушевлённость», и как она выражается с научной точки зрения?

«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является ГРАММАТИЧЕСКИМ выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)

Как выражается одушевлённость?

«Во-первых, одушевленность-неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные имеют совпадающие окончания множественного числа ВИНИТЕЛЬНОГО падежа и РОДИТЕЛЬНОГО падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;
2) НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные имеют совпадающие окончания множественного числа ВИНИТЕЛЬНОГО падежа и ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.
Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы».

(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)

Категория одушевлённости-неодушевлённости существительных – это прежде всего ГРАММАТИЧЕСКАЯ категория.

Её отражение не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе, то есть об органическом и неорганическом мире.

Например, существительное «цветок» с точки зрения биологии относится к живой природе. С точки зрения лингвистики – это неодушевлённый предмет.

А теперь фокус.

Возьмём, например, слова «мертвец» или «утопленник».

У них совпадает форма множественного числа РОДИТЕЛЬНОГО и ВИНИТЕЛЬНОГО падежей:

Р.п. мн.ч. (нет) мертвеца, утопленника,

В.п. мн.ч. (вижу) мертвеца, утопленника.

С точки зрения лингвистики, слова «мертвец» и «утопленник» ОДУШЕВЛЁННЫЕ.

Зато существительное «труп» НЕОДУШЕВЛЁННОЕ.

Здесь больше работает наш речевой опыт: мы знаем, что в форме винительного падежа правильно будет сказать «вижу мертвеца», «вижу утопленника», а не «вижу мертвец», «вижу утопленник» как у неодушевлённых существительных.

С «трупом» тоже всё просто: мы скажем «вижу труп», то есть как у неодушевлённых существительных, а не «вижу трупа» как у одушевлённых.

А как быть с «микробами»? Вижу микробы или вижу микробов?

В подобных «неочевидных» случаях лучше обращаться к современным словарям.

Справочное бюро портала «Грамота.ру» уже обратилось, и вот что нам сообщают.

«Микроб

Как сказать: «изучаю микробы» или «изучаю микробов»?

Ответ: Слово «микроб» может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.

Зайчик

Как правильно: «поймать солнечный зайчик» или «солнечного зайчика»?

Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово «зайчик» в значении 'световое пятно' может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Зародыш

Является ли одушевленным слово «зародыш»?

Ответ: «Зародыш» – неодушевленное существительное.

Змей

В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: «Мальчик купил воздушного змея». Учительница исправила на «Мальчик купил воздушный змей». Кто прав?

Ответ: Согласно словарям, слово «змей» во всех значениях – одушевленное существительное. Правильно: Дети запустили воздушного змея. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Кукла

Как правильно: «люблю куклы» или «люблю кукол»?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово «кукла» в значении 'игрушка' может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот «кукла» в значении 'человек' (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.

Лосось

Как правильно: «добывают лосося» или «добывают лосось»?

Ответ: «Лосось» - одушевленное существительное. Правильно: «добывают лосося».

Робот

Как правильно: «использовать роботов для сварки кузова» или «использовать роботы для сварки кузова»?

Ответ: Слово «робот» – одушевленное существительное. Правильно: «использовать роботов для сварки кузова».

Хотя в ответе на вопрос № 282495 они же дают более уточнённый ответ.

«Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какое окончание в этом предложении будет верным?

«Создавать качественных торговых роботов может каждый!»

или

«Создавать качественные торговые роботы может каждый»! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка.

Склонение слова «робот» зависит от его значения. Если имеется в виду человекоподобное существо, «робот» употребляется как одушевленное существительное (винительный падеж совпадает с родительным): «создавать роботов». Если же значение чисто техническое – 'автоматический манипулятор, используемый в промышленности' (т. е. ничем не напоминающий человека), то такой «робот» склоняется как неодушевленное существительное (винительный падеж совпадает с именительным): «создавать роботы».

Снеговик

Как правильно: «ребята вылепили снеговик» или «ребята вылепили снеговика»?

Ответ: «Снеговик» – одушевленное существительное. Правильно: «ребята вылепили снеговика».

Туз

Как правильно: «вытащить туз» или «вытащить туза» (в карточной игре)?

Ответ: Слово «туз» – одушевленное существительное в значениях 'игральная карта' и 'важное лицо'. Правильно: «вытащить туза», «превратиться в финансового туза».

Мидия

Кого я ем: «мидии» или «мидий»?

Ответ: «Мидия» – одушевленное существительное: «ем мидий». См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Паразит

Как правильно в рекламе: «уничтожим любые паразиты» или «любых паразитов»?

Ответ: Существительное «паразит» является одушевленным, если употребляется по отношению к людям и животным (в широком смысле), и неодушевленным, если употребляется по отношению к растениям. Поэтому, если речь идет, например, о насекомых, правильно: «уничтожим любых паразитов». Но: «прополоть грядки», «уничтожить сорняки и паразиты».

Улитка

Улитка – это одушевленное существительное?

Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: «ем улиток».

Устрица

Как ведут себя устрицы? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?

Ответ: Существительное «устрица» является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: «купить устрицы» и «купить устриц».

А вот и шпаргалка, собрала в ней основную информацию:

Авторская шпаргалка.
Авторская шпаргалка.

Подготовлено по материалам портала «Грамота.ру»: ПИСЬМОВНИК.

Ставьте ЛАЙК, если провели это время с пользой 💪👍

Подписывайтесь, пишите отзывы в комментариях - очень жду!

Друзья!

Шпаргалки, как и прежде, остаются бесплатными и доступны для скачивания безо всяких ограничений, платных подписок и так далее. Только не меняйте авторство и не используйте их в коммерческих целях.

Кроме того, если у вас есть пожелания по теме шпаргалок, вы всегда можете написать об этом в комментариях к любому посту, я постараюсь их учесть. Это тоже бесплатно.

Если у вас есть желание поддержать меня материальным «спасибо», как, например, уличных музыкантов, художников, артистов и других людей, зарабатывающих своим трудом, ― я, естественно, буду только рада.

Такая возможность появилась.

Переводить деньги или не переводить ― это исключительно ДОБРОВОЛЬНОЕ дело каждого из вас, мы ничего друг другу не должны😊

Ну а я по-прежнему, по мере возможностей, появления творческих идей и вдохновения, буду радовать вас новыми шпаргалками.

Здоровья вам, мира и русского языка без ошибок!