Старейшая филармония России, тогда Петроградская была открыта по инициативе Луначарского, озабоченного сохранением бывшего Императорского симфонического оркестра, в мае 1921 года. Представить трудно, что это было за время: после голода, погромов и разрухи гражданской войны страна разорена дочиста и Х съезд РКП(б) вынужденно провозгласил новую экономическую политику. Как по мановению волшебной палочки в магазинах появились давно невиданные товары - шоколад, масло, папиросы, словом “ всё, что осталось от прежнего мира”. По баснословным ценам - деньги всё ещё исчислялись триллионами-рулонами, доступными всего 5% -м населения, но товары появились и город ожил, несмотря на жуткий бандитизм.
Политическая риторика подписанного Луначарским 13 мая 1921 Декрета об образовании Государственной Петроградской филармонии предписывала “объединение всех музыкальных коллективов города в одно идейно связанное учреждение”, служащее народу, с припиской « Тов. Куперу. Проводить в жизнь ».
Известный дореволюционной публике Москвы и Петербурга, успешный гастролёр и участник дягилевских сезонов в Париже и Лондоне дирижёр Эмиль Купер деятельно взялся за организацию филармонии, решая не только творческие, но и чисто хозяйственные задачи.
Первый концерт в здании бывшего дворянского, а теперь Народного Собрания на Михайловской улице с участием хора и симфонического оркестра состоялся 12 июня 1921 года. Программу из произведений П.И.Чайковского , составленную без скидок на неподготовленного нового зрителя, неоднократно повторяли и каждый раз зал был полон.
Просветительский энтузиазм организаторов и музыкантов - примета времени. Продолжая традиции предтечи филармонии - первого в Европе и в мире филармонического общества, организованного в 1802 году с благотворительной целью поддержания вдов и сирот музыкантов, концерты Петроградской филармонии зачастую идут с надпечаткой на афишах “ В пользу голодающих ” или “безработных Союза работников искусств”.
Показателен факт включения в программы произведений не только взятых революционной пропагандой на щит Бетховена и Вагнера, но и русских композиторов, покинувших Россию - Рахманинова и Стравинского, что вскоре, когда скоротечно-утопический период становления прошёл, стало невозможным. Уже летом 1922 года в зале Народного Собрания шли не концерты, а судебный процесс над петроградским православным духовенством во главе с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином, обвинённым в препятствии изъятию церковных ценностей, увенчавшийся десятью смертными приговорами. Среди 86 обвиняемых показательного суда было много случайных людей, в том числе фельдшерица, впавшая в „контрреволюционную“ истерику во время нашествия советской комиссии в церковь, какой-то перс - чистильщик сапог, не понимавший по-русски, и тому подобные “сопротивленцы”.
В ходе процесса 26 человек были оправданы, а в филармонии в праздничных программах ко дню 7 ноября или к профсоюзным праздникам зазвучали не Девятая симфония Бетховена или «Поэма экстаза» Скрябина, а песни народов СССР и сочинения «правильных» советских композиторов. Уехал на гастроли и не вернулся в Россию неугомонный энтузиаст Эмиль Купер, на отчалившем от набережной Невы 29 сентября 1922 года “философском пароходе” высланы из страны многие из постоянных слушателей филармонических концертов. Но начало положено и, хотя на афишах нет имён гастролёров, на них ещё нет средств, выступают молодые исполнители, окончившие консерваторию в 1921-м году пианисты Владимир Софроницкий (1901, Санкт-Петербург - 1961, Москва)
и Мария Юдина (1899, Невель - 1970, Москва), которым предстоит прославить уже советскую музыкальную школу, об этом речь впереди.
Сохранение симфонического оркестра и фундаментальной библиотеки, возникшей как нотная библиотека Придворного оркестра, организованного в 1882 году по инициативе императора Александра III, позволили в короткое время развернуть многостороннюю концертную, музыкально-лекционную и издательскую деятельность.
Сложилась своеобразная культура филармонических афиш и программок концертов с описанием исполняемых произведений, биографических справок композиторов и исполнителей, привычной и необходимой слушателю информацией.
Несмотря на рост идеологического прессинга, когда из афиш исчезали привычные имена сначала в 20-е годы покинувших родину музыкантов, а в 30-е бесследно пропавших, о судьбах которых много лет спустя узнавали из рассекреченных документов, прочно утвердившаяся ещё с середины XIX века слава одного из лучших концертных залов, в котором выступали Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, А.Дворжак, К.Дебюсси, Б.Барток, Г.Малер и великие русские композиторы, осталась неколебима.
В 1926 году здесь впервые была исполнена Первая симфония молодого Д.Шостаковича, имя которого присвоено филармонии после смерти композитора в 1975 году.
С 1938 года оркестром филармонии руководил выдающийся отечественный дирижер Е.А.Мравинский и началась полувековая эпоха Мравинского.
Великая Отечественная война стала большим испытанием для филармонии, оркестр и часть музыкантов, входивших в сильно разросшийся к началу войны штат филармонии, были эвакуированы в Новосибирск, где оркестр дал за три года более 500 концертов.
В блокадном Ленинграде оставался оркестр Радиокомитета, поредевший от голодных смертей настолько, что для легендарного исполнения в зале филармонии 7-й симфонии Д.Д.Шостаковича 9 августа 1942 года, пришлось снимать музыкантов с фронта. Исполнению симфонии в Ленинграде придавалось огромное политическое значение, зал филармонии, промёрзший после зимы и всё ещё холодный, был ярко освещён и полон слушателями, оркестром Радиокомитета управлял Карл Элиасберг. Благодаря усиленной артподготовке концерт, транслировавшийся по радио, ни разу не прерывался. Его слышали и осаждавшие город немцы и были поражены, ведь они считали, что город мёртв.
После войны в 1950-е после заключения договоров о культурном сотрудничестве между СССР и США на сцену Большого зала и добавившегося к нему с 15 мая 1949 года Малого зала филармонии имени М.И.Глинки на Невском, 30 (Дом Энгельгарта), хлынули топовые оркестры и западные гастролёры-исполнители.
Художественным руководителем филармонии с 1988 года стал Ю.Х.Темирканов.
Потрясшие страну годы перестройки снизили государственное финансирование и отменили идеологические тиски, предоставив филармонии самостоятельность. На волне громадного интереса к России практически за бесценок к нам поехали мировые знаменитости. Когда интерес спал и появилась нужда в новых формах работы для привлечения публики, появились фестивали, молодёжные абонементы, трансляция концертов в сети, что помогло в свою очередь пережить нагрянувшую напасть пандемии. Ограничительные меры и политические реалии освободили сцену для отечественных музыкантов, от которых мы многого ждём.