Эвгемеризм – герменевтическая теория, предполагающая, что за каждым мифом стоит реальное историческое событие или личность, сакрализованные со временем. Боги в ней предстают реальными людьми, а события, описываемые в эпосах преувеличенными и отредактированными адаптациями прошлого для потомков.
Герменевтика – искусство толкования текстов и символов
Название теория берет от древнегреческого философа Эвгемера, который одним из первых стал систематизировать идеи, что известные мифологические истории имеют практическое обоснование и своих прототипов.
Теория просуществовала до наших дней, особую популярность получив в 20 веке и в итоге влилась в научную теорию, активно изучающуюся религиоведами и историками.
Сегодня концепция эвгемеризма претерпела некоторые изменения и не соответствует распространенным представлениям, что мифу обязательно предшествует реальная история. Актуальным является именно изучение богов как некоего воплощения людей, прототипов и собирательных образов известных нам мифологических существ.
Попытки увековечить героев для своих предков, ещё в классическом периоде античности прослеживался культ предков-героев, когда бывшие изначально людьми персонажи превращались в богов или надеялись сверхчеловеческими возможностями. Самый яркий пример - Ахиллес, который одними считался, прежде всего богом, а другими чтился как человек и герой троянской войны.
Примеры эвгемеризма из Античности
Древнегреческий историк Гекатей, в своих размышлениях по поводу египетских богов, выдвигал предположение. Что изначально они имели человеческое воплощение и уже позже, каждый фараон «становился живым богом на земле». Так, по воспоминаниям Аристотеля, когда Александр Македонский захватил Египет, за его необычайный полководческий талант и везение (не проиграл ни одной битвы) он был моментально назначен фараоном.
Геродот пытался найти рациональное объяснение мифу о Троянской войне, где по самому Гомеру погибло немало богов полубогов, что наталкивает на мысль, а не были ли они смертными людьми? Сама идея взятия Трои тоже имеет несколько интересных рационализирующих теорий:
Первая , нам всем известная связана с постройкой огромного коня (не особо пользуется популярностью у исследователей).
Вторая говорит, что конь, это воплощения Посейдона (изображался на коне или упряжке лошадей) и якобы сильное землетрясение разрушило стены.
Третья гласит, что во времена Ахиллеса и Одиссея было принято украшать бытовые предметами воплощениями разных существ (оружие, амфоры и т.д.) и головой коня украшалась стенобитная машина.
Примеры эвгемеризма в христианстве
Забавно, но первые христиане использовали, то же оружие, которое уже в новое время будут использовать против них. В попытках разоблачить языческих богов, они обращались к рациональным теориям античности и пытались сокрушить авторитет древних богов, показывая их человеческие пороки.
В своей критике, христиане так увлеклись, что стали критиковать и самого Эвгемера (до конца непонятно, был он атеистом или нет).
Пытаясь развенчать лжебогов, христиане старались привлечь на свою сторону многих, прежде всего образованных людей и правителей, чтобы как можно быстрее узаконить христианство.
Примеры Эвгемеризма в Новое время
Эпоха, когда попытка взглянуть на мифы под углом научного представления очень сильно набирала свои обороты. Ньютон, Юм, Вольтер и другие известные люди периода активно занимались изучением идей Эвгемера.
Многие греческие боги превратились в правителей, а мифические существа наделенные талантами - астрономами, философами и ремесленниками.
Время характеризовалось и критикой доминирующих христианских идей. Деисты сочли священное писание сбором противоречащих друг другу идей из разных исторических событий. Интересным стал взгляд и на самого бога: дискуссии о том, человек Иисус или бог привели к двоякому трактованию его природы. Так, Давид Фридрих Штраус указывал, что бог сам не может нарушить законы природы (возможно отсюда и пошел знаменитый вопрос логики, может ли бог создать камень, который сам не может поднять?)
Итог
Нашему осмыслению всех проблемных вопросов этой темы мешает факт неподтвержденности информации. Часть дошла до нас устно, часть могла писаться не как научные труды, а другая же являться домыслами современных реконструкторов и археологов.
Как бы там ни было, активное изучение прошлого подсказывает нам, какие темы волновали людей, какие качества личности считались эталонными и как остаться в веках, изменив свою природу.