Ветеран БАМа Николай Афанасьевич Саргин пришел на встречу с дочкой Натальей. Они принесли с собой несколько альбомов с фотографиями и значками, посвященными стройке века. Как рассказала Наталья, коллекционированием два года назад увлёкся её сын Захар, наслушавшись историй деда. Тот, как только внук приходил в гости, сначала доставал альбомы, рассказывал, что изображено на каждом снимке, какими дорогами прошёл сам, где побывал и что увидел. Потом в шкафчике у деда нашел несколько значков, посвященных БАМу. Всё это очень заинтересовало парня. Мама только поддерживает увлечение сына.
Лариса Норина подарила в коллекцию Захара несколько интересных значков, а Наталья, в свою очередь, ей — книгу про Байкало-Амурскую магистраль. Все остались довольны. Тема эта благодатная, в будущем мы с Ларисой Александровной, чтобы как-то привлечь молодое поколение, думаем писать на канале о детях, рожденных на БАМе.
Родился Николай Афанасьевич в Читинской области в селе Улёты. Семья была многодетной, жили трудно, а Николай был самым старшим. Выживали за счет рыбалки и охоты. Парень окончил семь классов и устроился на работу, чтобы помогать родителям.
— В 1966 году я уже стал работать в коммунальном хозяйстве грузчиком. Продолжал учёбу в вечерней школе, — вспоминает ветеран. На вид и сейчас ещё напоминает русского богатыря: высокий, широкоплечий. — Очень трудно было с деньгами. Потом, через полгода, перешел в автохозяйство слесарем, выучился и работал до 1969 года.
В мае меня забрали в армию. На границе с Китаем в те годы было неспокойно. Нас тогда собрали и отправили на Дальний Восток. За неделю прошел учебный курс, и меня направили во Владивосток, на границу с Японией. В 1971 году демобилизовался. В деревню приехал. Стал работать слесарем. Потом отправили учиться на водителя. Отучился полгода в Чите, и снова в деревню приехал.
В Забайкалье парень женился, а супруга, Людмила, была усть-кутская. Так Николай и приехал в наш северный город, где уже весной 1974 года развернулась большая стройка. Рассказывает, что сначала устроился в горкомхоз, там ему не понравилось, и вскоре ушёл к мостовикам. Получил Магируса, на котором стал курсировать по трассе.
— Сначала мы возили груз, начиная от Звездного и заканчивая Магистральным. Нелегко было. Жили в кабинах. Рейс обычно длился по двое-трое суток. Банку тушенки ставишь на коллектор, подогрел, открыл, поел. Потом дальше стали продвигаться. Кунерма. Улькан. Грузы завозили для строительства мостов. Так до Давана дошли. Первая колонна была из 30 машин. Дорогу пробили, а там снег метров два высотой. Кто не ездил там, тот не знает. Буксовали постоянно, тракторами вытаскивали машины. Раньше народ дружный был — все помогали друг другу.
— Спуск на дороге Ния-Грузинская, помню, страшный был, — подключается к разговору Лариса Норина. — Волосы дыбом вставали, когда проезжали его. Кто-то пытался рядом с железнодорожным полотном проехать, чтобы не рисковать.
— Потом нас отправили работать на Витим. Ездили через Даван, Северо-Муйский перевал. Вот здесь мы помучались, особенно в Северомуйске. Машины даже уходили в пропасть. Сейчас никто вам про это не скажет, — Николаю Афанасьевичу, действительно, есть что вспомнить, о чём рассказать.
— Мы его дома-то не видели, папа постоянно был в разъездах, — вспоминает Наталья, которая родилась в 1978 году. И тоже в многодетной семье: их у мамы с папой шестеро. — Без сувениров не приезжал, всегда у него были какие-то значки, календарики, сладости. А ещё давал нам, ребятишкам, много копеек – прямо горстями высыпал их.
— Вижу, что в вашей семье уважают старшее поколение, прислушиваются к нему. Какими Вы, Николай Афанасьевич, мечтаете видеть своих внуков? — интересуюсь я.
— Хочу, чтобы внуки выросли в первую очередь честными и порядочными людьми. Состоялись в профессии. И нашли хорошую, верную половинку, а остальное всё придет.
Сам он, конечно, настоящий трудяга. И сейчас дома не сидит. Считает, что пока есть силы, нужно работать. Особенно запомнилось ветерану время, когда был в бригаде Героя Соцтруда Виталия Владимировича Ивойлова. Как обеспечивал всем необходимым мостостроителей. Как бригада Шостока сдавала мост. Даже участвовал в испытаниях: Магирусы тогда загружали железобетоном и пропускали первыми. И фотографии все сохранил. На 50-летие Мостоотряда ему подарили памятный альбом. Там столько интересных снимков!
В бригаде Виталия Ивойлова выросли отличные кадры: опытные, грамотные, интеллигентные. Один из них - Николай Саргин. Позже трудился механиком в Управлении материально - технического обеспечения «Мостостроя-9». Кроме правительственной медали «За строительство БАМ» и юбилейных, награжден орденом Трудовой Славы III степени.
— Я всегда работал с замечательными людьми, — говорит Николай Афанасьевич. — Это — М.Г. Пильщик, Б.Н. Филипповский, В.А. Шарыпов, А.А. Шостак, А.Ф. Шулянский, А.А. Снятков и другие. Все друг друга поддерживали. Жалею только об одном, что наш Мостоотряд №5 развалился. У нас были такие высококлассные специалисты!
А БАМ для меня большая часть моей жизни. Пожалуй, лучшая. Стройка ещё и образовывала. Я выучился на механика, на крановщика башенных кранов. Всем бамовцам желаю здоровья и процветания.
Пусть чаще рассказывают своим детям и внукам, как мы честно и порой тяжело работали. Но дело своей жизни выполнили — построили дорогу от Байкала до Амура! Пусть им повезёт в жизни так же, как нам.
Спасибо, что читаете)))