История севастопольской обороны, по традиции ведет свой отсчет с первых залпов 54-й береговой батареи, которая располагалась в пос. Николаевка.
Подвиг батареи общеизвестен, но есть в этой истории достаточно интересная страница. Бывший замковый 2-го орудия В.Лунев так описывает последние часы батареи:
«Хорошо отбивался пулеметчик Эмиров Асан, татарин крымский, из местных, он из своего пулемета много немцев положил, человек 30 будет, а потом, когда подошел тральщик, он прикрывал нас. Спустились вниз под обрыв по скрученному телефонному кабелю. Эмиров Асан сказал: вы идите, а мы прикроем. С ним юнга, Смирнов Володя. Тральщик взял 28 человек, потом ушел, стояли до 24 часов. Наверху были слышны выстрелы и очереди, потом все стихло. Под утро немцы стали гранаты кидать…».
Асан Эмиров, родившийся в 1907 году в д. Чоргунь (ныне Черноречье), был не простым краснофлотцем, он был парторгом батареи. А, до этого работал скромным директором проката музыкальных инструментов на Северной стороне. А, вот до этого...
До этого он был репрессированным секретарем Ак-Шейхского райкома партии. В 1939 году реабилитирован за отсутствием состава преступления, восстановлен в партии, казалось, все уже позади...
В ходе этого памятного боя он был тяжело ранен, чудом выжил, потом скрывался у родственников. Но, именно в этот период бдительные чекисты успели записать его в предатели. В Донесении уполномоченного особого отдела НКВД по 4-му партизанскому району он указан, как «доброволец, бывший парторг».
Но, опровергая эту характеристику, уже в октябре 1943 года Асан Эмиров стал комиссаром 20-го партизанского отряда 6-й бригады Северного соединения партизан.
Из представления на награждение орденом Красной Звезды:
«Участвовал в разгроме гарнизона в д. Чавке, руководил операцией по разгрому гарнизона в Улу-Узень. В боях с карателями отряд уничтожил 165 солдат противника».
На деле стоит пометка: «По данным учета отдела «А» НКГБ против Эмирова имеется компрометирующий материал. 3.03.44».
Представлен к воинскому званию лейтенант, вновь отклонено: «Не известно, чем занимался с 1941 по 1943 год».
А, вот возвращаться ему пришлось уже не в родной Крым, а в Узбекистан. Правильно ли это?