Найти в Дзене
Yachtsman Journal

Из истории метеорологии и морских перевозок. Часть 1.

Оглавление

Автор: Павел Кобозев

Краткий экскурс в историю развития метеорологии от Одиссеи до нашего времени.

Начало всех начал

"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.”

Именно так, согласно Библии, на третий день сотворения мира Бог разделил земли и моря. Тогда, вероятно, было трудно предположить, что одновременно зародилась и среда для перемещение на дальние расстояния людей, которые еще даже не были задуманы. Когда же люди, наконец, появились они активно использовали эти основы для создания сотни связанных с морем наук и профессий, в том числе и для #метеорологии.

С самых древних времён #человечество восхищается и благоговеет перед силами воздуха и воды, а также стремится понять и использовать наблюдаемые процессы с пользой для себя. Однако, не имея ничего, кроме базовых эмпирических знаний, первые мореплаватели оставались во власти ветра, волн, течений и ветров.

“Зевс, собирающий тучи, несказанной бурейподнял порывы Борея, спрятал под тучамиземлю и море. Ночь обрушилась с неба.Корабли посбивались с курса. Сила ветра,разрывала парус на три, на четыре части.Паруса мы бросили в трюмы, опасаясь смерти,а сами налегли на весла, направились к берегу.На берегу два дня подряд и две ночилежали; усталость и горе изъели сердце..”

Гомер. Одиссея. Песнь IX. Перевод Григория Стариковского.

Как можно заметить из приведенного отрывка, Гомер не вдавался в подробности движения воздушных масс, перепадов давления и других чудес нашей планеты, когда объяснял причины возникновения урагана на пути Одиссея.

Посейдон усложняет жизнь Одиссею. Шелли Пантон
Посейдон усложняет жизнь Одиссею. Шелли Пантон

Через несколько столетий после Гомера, Аристотель в своей “Метеорологике " впервые попытался дать научное и логическое объяснение атмосфере, океану и различным явлениям, которые они порождают. Хотя книга безусловно примечательна своей ясностью и уровнем понимания вещей, к сожалению, она совершенно не дает никаких указаний для прогнозирования погодных явлений.

Нелегкая доля средневековых мореходов

Однако наиболее удручает тот факт, что после Аристотеля научное понимание явлений природы, в том числе и метеорологических, надолго остановилось. Несколько столетий Средневековья попытки изучения природы опирались скорее на мифы, нежели на научные доказательства и логику.

К счастью для потомков, чтобы бы морякам оставаться живыми, да к тому же процветать, в то нелегкое время требовалось быть чрезвычайно практичными людьми. Совершая свои торговые и исследовательские путешествия по всё более обширным морским районам и всё более далеким землям, они накопили огромный объем эмпирических знаний об атмосфере и океанической среде, в которой они жили и работали. Эти знания в конечном итоге послужат прочной основой для прогресса в научном понимании и развития #прогнозирования погодных явлений.

Наглядными примерами применения таких коллективных знаний в обеспечении навигационных средств стали карта Гольфстрима Бенджамина Франклина и создание в 1805 году шкалы силы ветра сэра Фрэнсиса Бофорта, вариации которой до сих пор используются в судоходстве.

Карта Гольфстрима Бенджамина Франклина. https://infourok.ru/
Карта Гольфстрима Бенджамина Франклина. https://infourok.ru/
Шкала ветра и погоды Фрэнсиса Бофорта, страница, датированная 13 января 1806 года. https://www.researchgate.net/
Шкала ветра и погоды Фрэнсиса Бофорта, страница, датированная 13 января 1806 года. https://www.researchgate.net/

Создание национальных метеорологических служб и Международной Метеорологической Организации

В Брюсселе в 1853 году, была создана национальная метеорологическая служба и Международная Метеорологическая Организация. Инициатором созыва Брюссельской #конференции был лейтенант ВМС США Мэтью Фонтейн Мори, уже хорошо известный и уважаемый за свою работу по изучению океанских течений и ветров.

Хотя к этому моменту европейские ученые уже обменивались информацией, конференция стала первым по-настоящему международным собранием, посвященным сотрудничеству и стандартизации в метеорологии. Она собрала около 12 экспертов из 10 стран. Результатом ее работы стало согласование стандартного формата судовых журналов, а также набора стандартных инструкций по проведению и регистрации наблюдений за погодой и океаном.

Начатое Брюссельской конференцией Международное сотрудничество, вскоре привело к Первому Международному Метеорологическому Конгрессу в Вене в 1873 году и, в конечном счете, к официальному учреждению Международной метеорологической организации в 1905 году.

Параллельно с этими международными событиями в 1850-1870 годах большая часть великих держав находилась в процессе создания своих национальных метеорологических агентств. Это было вызвано потребностями морского сообщества и, зачастую, как в случае, например, Франции, двумя крупными морскими катастрофами: потерей в ноябре 1854 года 38 французских, английских и турецких кораблей, участвовавших в Крымской войне , и, в феврале 1855 года, крушением французского военного корабля между Корсикой и Сардинией, повлекшим огромные человеческие жертвами.

Ответственный за создание французской метеорологической службы математик и астроном Леверье, впервые использовал новый электрический #телеграф в качестве основного элемента национальной сети метеорологических наблюдений. На тот момент уже все метеорологические службы проводили наблюдения и зачастую даже пытались (правда, с разной степенью успеха) прогнозировать погоду.

Потопление "Генриха IV" во время осады Севастополя в ноябре 1854 года (Морской музей, Париж).
Потопление "Генриха IV" во время осады Севастополя в ноябре 1854 года (Морской музей, Париж).

Важным событием для морской метеорологии того времени стало изобретение в начале XX-го века беспроводного телеграфа, открывшего возможность двусторонней связи с кораблями в море. В 1905 году радиотелеграф впервые был использован для передачи метеосводок с кораблей на береговые радиостанции.

Вскоре после этого, в 1907 году, Международная Метеорологическая Организация приняла решение обязать все суда быть оснащенными радиотелеграфным оборудованием и передавать наблюдения на берег, а также создать новую Техническую Комиссию по Морской Метеорологии. Так началась современная эпоха взаимодействия метеорологических служб с морским сообществом.

Из следующей части Вы узнаете о том, как развивались технологии, обеспечивающие безопасность моряков и пассажиров в море.

-------
Спасибо, что читаете наши материалы!
Подписывайтесь, пожалуйста, на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Телеграм-канал Yachtsman Journal -
https://t.me/YachtsmanJournalRussia

Наука
7 млн интересуются