Маммона – библейский персонаж, своего рода демон жадности и богатства. Имеет негативный контекст, обычно упоминается, когда хотя кого-то укорить в излишнем поклонении богатству. Считается, что поэты максимально далеки от маммоны – они же люди не от мира сего, романтики, питающиеся лепестками роз. Но есть и исключения! Поэты служили по финансовому ведомству, вполне совмещая парение в эмпиреях с суровостью реального мира.
Шотландский поэт Роберт Бернс , например, трудился сборщиком налогов, после того, как его проект фермерского хозяйства провалился. Бернс проезжал ежедневно верхом на лошади порядка 40 миль, что не шло на пользу его и без того богатырскому здоровью. Не говоря про волны ненависти, которые омывали Бернса как сотрудника налоговой службы, в чью задачу входило заставить людей погасить недоимку.
Бернсу это надоело и спустя три года Бернс осел в Дамфрисе, чиновником по акцизам всё той же налоговой службы. Умер поэт во время служебной командировки.
Американский поэт ХХ века Уоллес Стивенс работал страховым агентом и провозглашал: «Деньги – это тоже поэзия своего рода».
У служителя муз было юридическое образование и бо льшую часть жизни он проработал начальником отдела проверки Hartford Accident and Indemnity Company (страховая компания). Коллеги даже не догадывались, что Уоллес пишет стихи и получение им Национальной книжной и Пулитцеровской премий стало потрясением для всей страховой конторы.
Стернз Элиот, лауреат Нобелевской премии 1948 года, восемь лет прослужил в лондонском Lloyds Bank, в отделе зарубежных стран и колоний. Элиот считал работу банковского клерка крайне удачной, хотя его друг, Эзра Паунд негодовал и называл служение в банке «преступлением против литературы».
Став известным писателем, Элиот не спешил покинуть банк, пока, наконец, не принял предложение стать литературным редактором в издательстве Faber and Gwyer. Спустя некоторое время издательство стало называться Faber and Faber и стало одной из авторитетнейших издательских компаний в мире. Элиот был директором гиганта издательского дела. Этот пост его не заставила покинуть даже полученная Нобелевская премия.
Константин Барановский