Как пользоваться этими приборами.
Валидатор позволяет оплатить проезд одним касанием банковской или транспортной карты. В трамвайных вагонах размещают три устройства — возле каждого входа.
Проверять оплату на маршруте будут контроллеры. С помощью специального аппарата они увидят по карте пассажира, был ли оплачен проезд.
Если случайно приложить карту к валидатору несколько раз, то повторно деньги не спишутся. На аппарате на 50 секунд установлено ограничение на повторное списание денег с карты.
Также за проезд можно рассчитаться наличными с водителем.
Пока "ЧелябГЭТ" испытывает их на нескольких маршрутах. Сегодня у многих челябинцев есть карты для оплаты проезда по безналу, а значит такой способ может оказаться удобным.
Кстати, отметим, что в общественном транспорте Санкт-Петербурга и Москвы валидаторы не отменяют работу кондукторов. Такая система функционирует там уже давно.
А как контролировать зайцев?
Челябинцы считают, что без кондукторов зайцев в общественном транспорте станет больше. Но ведь есть контролеры! Другая проблема - как они будут проверять, что платеж прошел. Валидатор билетов не выдает.
— Например, сел человек в трамвай №18 на ЧМК и едет час до ЗЭМа. Потом заходят контролеры. Если заставят приложить карту, у человека снова спишется 20 рублей, ведь 60 минут прошло (напомним, сейчас действует единый часовой билет - прим. автора ), — рассуждают челябинцы в паблике. — Или поверят на слово? Если, как в Санкт-Петербурге, будут транспортные карты какими-то техсредствами проверять, хорошо. Но это пока вопрос! А в случае с банковскими картами, так вопросов еще больше.
Два в одном: и водитель, и кондуктор
Еще одна проблему подняла работник общественного транспорта Евгения Ворончихина:
Вот вам техничный перевод на то, чтобы водители собирали плату за проезд. Бесплатная допнагрузка. Получается и водитель, и кондуктор в одном лице! Только для этого нужно увеличивать график с учетом того, что он должен на остановке обилечивать. А не во время движения, как маршрутчики.
Уже глючат
Также челябинцы выразили недоверие новым аппаратам: мол, выглядят слишком хрупкими. Не выдержат активного внимания подростков с наклонностями вандалов. "Так они уже и без этого глючат", — написал челябинец Александр Анюхин и выложил фото.
КСТАТИ
Валидаторы — это устройства, которые крепятся на поручни и позволяют оплачивать проезд самостоятельно, без помощи кондуктора. Для этого нужно приложить транспортную карту к аппарату.
Цена одного устройства — 112 тыс. руб. Но это дешевле, чем брать на работу кондукторов,
— говорят чиновники.