В 1923 году Государственной Академией художественных наук была составлена анкета по психологии актерского творчества, в которой было более 60 вопросов. Анкета была разослана известным театральным актерам разных поколений, всего удалось собрать 15 анкет, среди заполнивших были Мария Ермолова, Михаил Чехов, Алиса Коонен . 100 лет спустя, переработав эту анкету в контексте театра XXI века, Театрология использовала ее принципы в интервью с современными театральными актерами.
Чем знаменательна в театре наша эпоха? Всеобщим желанием выйти за границы театра. Стремление ко всему новому оборачивается желанием перечеркнуть всё «старое». Театр теперь только социальный, перформативный, иммерсивный и постдраматический. Нужен ли кому-нибудь просто театр?
Театрология решила обратиться непосредственно к самим участникам театральной практики, чтобы узнать — как они воспринимают то, что происходит? Очевидно, что анализ новой ситуации извне и изнутри не совпадают. Но актер по-прежнему является центральным звеном театрального процесса и наиболее ярко реагирует на происходящие изменения.
Как он ощущает себя в этой новой ситуации?
Вместе с ведущими актерами Петербурга Театрология будет искать ответы на актуальные вопросы актерской профессии, связанные с пониманием традиции и новых форм, работой режиссера и актера над ролью, восприятием театра в контексте других искусств и его ролью в жизни современного человека.
Татьяна Кузовчикова, автор идеи, директор проекта: «Сегодняшний театр так активно отказывается от актера, пытаясь заменить его на зрителя, проекцию, реквизит, что угодно, что во-первых — это уже порядком утомило, а во-вторых — в этой погоне за производством впечатлений театр утратил свою действенную силу, вышел на территорию, в которой он создает неконкурентоспособный контент. При этом сегодняшняя популярность любительских студий и ролевых игр только подтверждают запрос зрителя на „вторую реальность“, которую он перестал находить в театре. Большие сцены, большая драматургия, большие актеры — никуда не делись, скоро в них снова появится потребность, как неизбежная реакция на тотальный позитивизм и документализм. Снова появится потребность в системе координат, а точкой отсчета в ней будет актер».
Вадим Максимов, худрук: «В наш век глобализма театр стремится преодолеть свои собственные границы. Все идет к тому, что новые зрелищные формы станут обходиться без актера. Этот главный компонент театра сегодня легко заменим. С другой стороны, высшая театральная школа мало восприимчива к различным театральным системам ХХ века и стойко держится за академизм. Где выход? Спросим у самих актеров».
Олег Ерёмин, ведущий: «Мне предложили поговорить на профессиональную тему. Не про то, как кто где играл и с кем дружил, а про профессию, про её содержимое. И осталось ли оно? И нужно ли оно сегодня? И я решил — а почему бы и не поговорить?»
Ведущий Олег Ерёмин и театровед Вадим Максимов в пилотном выпуске проекта «Все умрут, а я останусь» © Мария Большакова / Театрология
Пилотный выпуск проекта «Все умрут, а я останусь» © Мария Большакова / Театрология
Ведущий Олег Ерёмин в пилотном выпуске проекта «Все умрут, а я останусь» © Мария Большакова / Театрология
Ведущий Олег Ерёмин в пилотном выпуске проекта «Все умрут, а я останусь» © Мария Большакова / Театрология
Театровед Вадим Максимов в пилотном выпуске проекта «Все умрут, а я останусь» © Мария Большакова / Театрология
В первых сериях можно будет увидеть Юлию Марченко и Сергея Дрейдена, а в пилотном выпуске режиссер Олег Ерёмин и театровед Вадим Максимов подробно говорят о том, куда нас всех ведет постдраматический театр и что произойдет, если не начать называть вещи своими именами.
Театрология — независимая платформа, посвященная современному театру и методам его изучения. Проект был задуман в несколько этапов, посвящен 100-летию российского театроведения (2020). Сегодня это образовательный паблик, сайт, лекционные программы и открытые дискуссии.