Найти тему

Ползание и речь. В чем связь?

Развитие ребенка идет поступательно, один этап сменяется другим. К концу каждого возрастного периода появляются новые моторные, психофизиологические и социальные умения и навыки, после наступает кризис (условно), который толкает ребенка к следующему этапу. И этот процесс бесконечный. Так идет развитие человека всё жизнь.

На ранних этапах развития от 0 до 1 года моторным развитием ребенка управляют рефлексы, которые помогают научится управлять своим телом, поддерживать голову вертикально, ориентироваться в пространстве, становясь на ножки.

Также есть органы чувств: слух, зрение, обоняние, ощущения от кожи и собственных мышц. Вся информация, которая поступает от органов чувств, синтезируется и перерабатывается для получения и накопления опыта.

Чем больше у человека опыта, тем более он развит.

А теперь давайте представим ребенка, который научился, подкладывая руку под себя, переворачиваться со спины на живот и, опираясь на ручки и поднимая голову вверх, исследует все вокруг. Какой следующий эффективный способ действия будет у ребенка, если он захочет сам достать игрушку или любой другой предмет, который стоит в поле его зрения?

Конечно, доползти до него. И это гораздо быстрее и проще, чем шатаясь из-за неокрепшего тела идти, потом наклоняться, доставать и опять подниматься.

И для этого ребенку помогают такие рефлексы как СШТР (симметричный шейно-тонический рефлекс) и лабиринтно-тонический рефлекс.

В их названии вы прочитаете слово “тонус”. Если тонус слабый или очень сильный, то будут проявляться нарушения в моторном развитии.

ТАК ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ПОЛЗАНИЕ?

для познавательного интереса (вижу - хочу достать - думаю, как сделать). Ничего не напоминает? Моторная программа и побуждение к действию.

подготавливает мышцы для вертикализации и дает возможность созреть им и окрепнуть именно глубоким диафрагмальным мышцам, которые будут отвечать за правильное речевое дыхание, целенаправленный сильный выдох, правильное положение головы без движения вперед. От этого и будет зависеть зрительная фиксация под углом 90 градусов, а не из-подо лба.

обучает асинхронным действиям рук, ног, и вообще двигать разными частями тела. А значит будет ориентация в пространстве и схеме своего тела.

подготавливает ребенка к формированию навыка жевания и умению четко попадать рукой в рот, пересекая серединную часть тела. И работать асинхронно губами и языком, снимая пюре с ложки.